27 апреля 2024 23:21
Погода
°
Погода
18+

Наталия Леляева: "Актер должен быть певцом, а певец – актером"

19 марта 11:01 И Г

Солистка музыкального театра расказала о радостях и трудностях сценической жизни

Наталия Леляева: "Актер должен быть певцом, а певец – актером"

Вокалистка Наталия Леляева сыграла в опереттах, мюзиклах и спектаклях Ивановского музыкального театра 28 ролей, а недавно актриса порадовала зрителя своей постановкой "История мадам Баттерфляй". В интервью "Ивановской газете" Наталия Леляева рассказа, что перед каждым собственным спектаклем ежедневно в течение месяца пропевает всю партию.

– Расскажите, пожалуйста, как вы пришли работать в музыкальный театр? Было ли это мечтой с детства? 

– Совершенно верно, я с детства очень любила петь и мечтала стать певицей. Сама ставила спектакли, и сама в них играла и пела. После окончания школы пришла в училище искусств поступать на эстрадное отделение, но педагоги порекомендовали – на академическое пение. Родители, по закону жанра, сначала отнеслись к моему выбору с недоверием, потому что в семье никогда не было артистов. Но позже, конечно, гордились и ходили на все мои выступления и экзамены.

Я мечтала служить в оперном театре. Но после окончания консерватории вместе с мужем получили приглашение в Алтайский музыкальный театр в Барнауле.

– Как в таком случае вы оказались в Иванове? Многие ли роли здесь стали любимыми? 

– В Алтайском театре мы с Ильёй прослужили один сезон, из крупных ролей довелось сыграть Розалинду в оперетте "Летучая мышь", Тоню Чумакову в "Белой акации", Роз-Мари в одноименной постановке.

Надо заметить, что нам было очень трудно привыкнуть к суровому сибирскому климату и значительной разнице во времени, поэтому в 2013 году мы приняли приглашение и приехали в Ивановский музыкальный театр. Первой ролью здесь была Герда в спектакле "Снежная королева", которая до сих пор остается одной из любимых.

А вообще в Иванове за десятилетие довелось сыграть 28 ролей. Причем в классическом репертуаре: Марицу, Фраскиту, Саффи в оперетте "Цыганский барон"... Очень люблю роли Шугар Кейн в мюзикле "Однажды в Чикаго", Розалинду, Джейн Эйр, но любимейшей на данный момент для меня стала Лариса Огудалова в "Бесприданнице". 

Вообще эта пьеса Островского – крепкая русская классика с очень серьезным драматическим материалом и прекрасной музыкой. Образ Ларисы оказался мне очень близок, много вокальных номеров, арий, дуэтов. К примеру, с Паратовым у меня все диалоги только музыкальные. Очень красивая постановка, которая никого не оставит равнодушным.

– Кем вы себя больше ощущаете – певицей или актрисой?

– Когда я училась в консерватории, то мыслила себя в первую очередь певицей. И поначалу в театре было непривычно, когда называли актрисой. Но сейчас я, конечно, уже чувствую себя в равной мере и актрисой, и певицей, а точнее, солисткой музыкального театра, в котором актер должен быть певцом, а певец актером, и эти два понятия неразрывно связаны.

– Есть ли у вас актерские секреты погружения в образ?

– Интересный вопрос. Секрет, наверное, в том, что я очень люблю свою профессию, люблю каждую роль, стараюсь играть искренне, с полной отдачей, в каждый образ вкладываю частицу себя.

– "История мадам Баттерфляй" – не первый оперный проект в вашей жизни. Расскажите, пожалуйста, о предшествующих ему подобных постановках?

– Я очень люблю оперу и в 2015 году участвовала в Международной оперной лаборатории для молодых певцов, которая проходила в Москве в Музыкальном театре имени Покровского. Мы ставили оперу "Евгений Онегин", в которой я исполняла партию Татьяны Лариной. В течение месяца работали с педагогами, солистами, концертмейстерами, дирижерами Большого театра, Геликон-оперы и Новой оперы над партиями и ролями. Результатом творческой лаборатории стал спектакль с оркестром на сцене театра Покровского. Это был очень серьезный опыт. А партия Татьяны – одна из любимых мною оперных партий. 

– На постановку "История мадам Баттерфляй" вам выделил грант Союз театральных деятелей. Почему выбор пал именно на это произведение? Вам близок этот образ? 

– Опера Пуччини – одна из моих любимейших. К слову сказать, партия Чио-Чио-сан по праву считается одной из самых сложных: музыка Пуччини, с одной стороны, невероятно красивая, с другой – очень непростая. И, конечно же, меня привлек драматичный сюжет. Трагическая история любви и предательства. Мне кажется, эта история никого не может оставить равнодушным.

Образ Чио-Чио-сан действительно мне чем-то близок. Бесконечно жаль героиню, и в своем спектакле я искренне стараюсь передать огромную любовь девушки, которая ради чувства отреклась от своей веры. Это очень сложная история, которая поднимает непростые вопросы, но одно могу сказать точно: в работе мне помогает прекрасная музыка Пуччини, в которой переданы все краски, оттенки и чувства.

– В процессе работы над постановкой она претерпела изрядную трансформацию?

– Да, можно сказать и так. Ведь "История мадам Баттерфляй" изначально задумывалась как моноспектакль, где я пою одна, но сейчас со мной участвуют солисты балета, которые с помощью пластики и танца наполняют спектакль образами, исполняя роли Сузуки, Пинкертона, Шарплеса и Чио-Чио-сан. 

А роль оркестра исполняет пианист, концертмейстер по классу балета Ивановского музыкального театра, солист филармонии Илья Хруслов. Я бы сказала, что в отличие от оперы в привычном понимании, это более камерная форма, здесь нет хора, оркестра, и вместо нескольких солистов всего один.

– Какой жанр (опера, оперетта, мюзикл, романс) вам наиболее интересен как актрисе?

– В музыкальном театре очень разно­образный репертуар: и классическая оперетта, и мюзикл, и музыкальная комедия… Я очень люблю музыкальный театр за это, каждый жанр по-своему прекрасен. Опера для меня всегда как преодоление, то, что заставляет постоянно держать в вокальной форме. Перед спектаклем "История мадам Баттерфляй" я в течение месяца стараюсь каждый день пропевать всю партию от начала до конца, чтобы набрать нужную вокальную форму.

Не менее сложна классическая оперетта, например, "Летучая мышь" Штрауса, где непростая вокальная партия, роль, да еще весь второй акт приходится танцевать на балу. Всё это требует физической выносливости, вокальной формы, я очень люблю такие роли.

И, конечно же, я очень люблю мюзикл – это современный, актуальный жанр, который позволяет открыться совершенно с другой стороны, в котором более важна драматическая актерская игра. Я счастлива, что в моей сценической жизни есть все эти жанры.

– Когда чувствуете отдачу от зала во время спектакля, это наполняет энергией? И наоборот, если зритель не погружается в магию искусства – это мешает? Как вы справляетесь с такой ситуацией?

– В музыкальном театре актеров от зрителей отделяет оркестровая яма, это достаточно большое расстояние, которое создает так называемую "третью стену". И когда гаснет свет, на сцене появляется другая реальность, тот мир, который создал режиссер. И в момент спектакля я живу жизнью своей героини и не думаю о реакции зрителя. А энергией меня наполняет огромная любовь к профессии, к театру, хорошая роль.

СПРАВКА. Наталия Леляева – артистка-вокалистка Ивановского музыкального театра. Родилась в Саратове. Окончила Саратовское училище искусств, отделение академического пения. В 2012 году – исполнительский факультет по специальности "оперный певец" Саратовской консерватории. Получила приглашение в Алтайский музыкальный театр. С 2013-го служит в Ивановском музыкальном театре. Лауреат Международного конкурса молодых вокалистов "Орфей", Международного конкурса вокалистов имени Штоколова. Трижды стипендиат правительства России для молодых деятелей искусства. В 2023 году стала лауреатом первой премии фестиваля моноспектаклей "Я – театр" за участие в спектакле "История мадам Баттерфляй".

Беседовал Константин ШПРИНГЕР

Теги: театр культура