"За "училку" ответишь!"

10 марта 2020 06:45

Госдума хочет защитить преподавателей от учеников, критики опасаются раскола между семьей и школой

Не педагог, а доносчик и стукач

Госдума разрабатывает законопроект "Об особом статусе педагога". Инициатива принадлежит главному редактору "Учительской газеты" Арслану Хасавову. Но идея, по его словам, исходила от самих учителей, которые жаловались на свое бесправное положение. "На них скидывается всё что угодно, любая дополнительная нагрузка, начиная от субботников и заканчивая выборами, дети могут оскорблять и бить, но нет механизма для защиты прав учителя. Ученик может призвать учителя к ответу, а учитель – нет", – сказал он в интервью агентству ТАСС.

Инициативу Хасавова поддержал комитет Госдумы по образованию. Его зампред Любовь Духанина сказала, что норма должна закрепить высокий статус учителя, который сегодня бесправен со всех сторон: перед учениками, родителями и директором школы. А в марте к дискуссии подключился профсоюз работников образования, который предложил штрафовать школьников (а точнее, их родителей), словом и делом оскорбивших учителя, на сумму от 3000 до 5000 руб.  

С резкой критикой еще не написанного законопроекта выступила председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец. Свою позицию она прокомментировала "Известиям": "Мы считаем, что это расширит ту пропасть, которая уже сейчас образовалась между семьей и школой, между родителями и учителями. Эти штрафы приравняют наших педагогов к доносчикам и стукачам".

Отношения не должны переходить в правовое поле

Проблема школьных конфликтов и буллинга в последние несколько лет то и дело звучит в новостях. Дети и учителя оскорбляют друг друга, таскают за волосы, бьют чем попало. В конце февраля в Ульяновске подросток пырнул ножом учительницу математики. В Карелии директор школы унизила девочку замечанием о "толстых ляжках". Скандалы также были в Кемеровской, Ростовской, Московской областях, Санкт-Петербурге, Москве, Волгограде и многих других городах. Все эти случаи становятся общим достоянием: видео, фото выкладываются в сеть, публика смакует детали. Ивановская область в этот список еще не попадала.

По словам начальника отдела общего образования департамента образования Светланы Горошко, школьные конфликты неизбежны. Жалобы в департамент периодически поступают, специалисты их расследуют, выезжают в школы. "Но этих жалоб очень немного, – говорит Горошко. – Наш регион в этом смысле уникален. Мы с 2010 г. активно сотрудничаем с уполномоченным по правам ребенка в Ивановской области. И сегодня у нас во всех образовательных организациях есть школьные омбудсмены, главная задача которых как раз и состоит в том, чтобы разрешать конфликты. Если я не ошибаюсь, мы чуть ли не единственный регион в России, где эта работа доведена до конца. Если ситуацию не пускать на самотек, вовремя разбираться в причинах, говорить с каждой из сторон и пытаться их примирить, то любой конфликт можно погасить в зародыше".

Детский омбудсмен Ивановской области Татьяна Океанская говорит, что количество обращений по школьным конфликтам каждый год растет: если в 2015–2016 гг. было 136 жалоб, то в прошлом учебном году – 302. Конфликты самые разные: между родителями и учителями, между детьми и учителями. Но это не значит, что нужно искусственно нагнетать ситуацию. "Учителей, как и всех нас, защищает закон. К тому же права учителей прописаны в законе "Об образовании". Педагог имеет право защищать свое человеческое достоинство, ничто не мешает ему обратиться в правоохранительные органы, если он считает, что его оскорбили. А этим новым законом мы разводим по разные стороны баррикад педагогов и учеников, изначально настраиваем их на противоборство. Если Госдума примет закон, то не совсем понятно, как он будет применяться. Надо очень серьезно всё продумать, прежде чем принимать закон. На мой взгляд, отношения между учителем и учеником должны прежде всего оставаться и выстраиваться в педагогической плоскости на основе взаимоуважения, а не административно-юридической", – считает омбудсмен.  

Приравнять педагога к полицейскому

Адвокат Сергей Устинов по просьбе Известно.ру составил список законов и правовых актов, которые потенциально могут защитить педагогов от хамства. Главный документ – закон "Об образовании". Статья 43 прописывает ответственность школьников. "Обучающиеся обязаны уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися", – говорится в законе. Школа имеет право наказывать и даже отчислять учеников за нарушения.

Статья 5.61 КоАП: "Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, является административным правонарушением и влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной до трех тысяч рублей". Педагог также может привлечь к ответственности родителей по Гражданскому кодексу (статьи 1073 и 1074).  

Законов много, однако, по словам Сергея Устинова, иски об оскорблении и моральном вреде судьи удовлетворяют очень неохотно. Особенно если речь идет о ребенке. Именно поэтому, считает он, закон об особом статусе учителя необходим. "Нужно приравнять учителей к представителям власти – сотрудникам полиции, ГИБДД и ввести ту же ответственность за оскорбление словом или действием, – говорит Устинов. – Я читал дискуссии в интернете, в которых пользователи призывают учителей быть чуткими, прощать детей, учитывать их настроение, переходный возраст и еще тысячу вещей. Я и сам отец и тоже хочу, чтобы моих детей уважали. Но давайте не будем забывать, что в классе помимо ученика с "плохим настроением" сидит еще 30 человек, которые пришли за знаниями. И почему все должны терпеть выходки одного человека – непонятно. Если подросток и его родители будут знать, что за поступком моментально последует жесткое наказание, то он спрячет свое настроение. Но будущий закон должен оперировать четкими и ясными понятиями, только тогда будет эффект".

Педагог-психолог Светлана Чеканова уже почти 10 лет работает школьным омбудсменом в ивановской гимназии № 36. За это время ей пришлось разбирать множество конфликтов между учителями и детьми. И однозначных ситуаций, когда виновата та или иная сторона, было очень немного. Поэтому, говорит психолог, мы ходим по тонкому льду: "Перекосов в ту или другую сторону быть не должно. Нужно разбираться в каждой ситуации. Я считаю, что наказывать ребенка, который один раз оступился, ни в коем случае нельзя. Другое дело, если школьник постоянно конфликтует, провоцирует учителей и одноклассников". Но и в этом случае решать такие конфликты через суд не очень хорошая идея, считает Чеканова.

Полная версия