Внезапно взлетевший спрос на новые автомобили опустошил ивановские автоцентры. Выставочные залы автодилеров стоят почти пустыми, падение в складских помещениях запасов доходит до 85%. Под заказ машины приедут через два-три месяца, но уже по новым ценам, сообщили Известно.ру представители автосалонов.
Шоурумы дилерских центров стоят пустыми
"Я объехал салоны KIA, Hyundai, Volkswagen, Nissan, смотрел любой автомобиль С класса. Но машин нигде нет, поэтому отказался от покупки", – рассказывает ивановец Евгений Ларионов, пытавшийся купить машину в августе. Он предполагал, что на фоне падения доходов населения наступило удачное время для покупки нового автомобиля, но ошибся. По словам Евгения, некоторые шоурумы стоят полностью пустыми, при этом запись на тест-драйв расписана на несколько дней вперед. По предзаказу автомобиль в лучшем случае обещают привезти к ноябрю. Задаток 50 000 руб., но по какой цене придет машина, неизвестно – стоимость в договоре не фиксируется.
Острый дефицит новых моделей – проблема дилерских центров по всей России. "По сравнению с прошлым годом склад упал на 85%. Если обычно на складе должно быть порядка 150 машин, то сейчас бывает в районе 20-30", – сообщил руководитель отдела продаж ивановского филиала "Автоэкспресс" Ильгар Шакиров (Lada). "Производители изначально заложили меньшее производство, не зная, как отреагирует рынок на ограничения и режим самоизоляции", – добавляет руководитель отдела маркетинга и рекламы группы компаний "Блок Роско" Елена Шестопал (Mercedes-Benz, Hyundai, Nissan, Haval, Datsun).
Председатель ивановского отделения "Опоры России", представитель дилерского центра Renault "Автотехцентр" Василий Скворцов называет три основные причины возникшего дефицита. Во-первых, автозаводы стояли в период самоизоляции в апреле и мае и не произвели те машины, которые должны были продаваться летом. Во-вторых, из-за пандемии возникли проблемы с поставкой импортных комплектующих. В-третьих, после снятия ограничений дилерские центры накрыла волна отложенного спроса. Июльские продажи побили все рекорды прошлых лет.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых автомобилей в России в июле 2020 г. выросли на 6,8% по сравнению с июлем 2019 г. По отдельным маркам результаты еще более впечатляющие: июльские продажи Chery выросли вдвое, Ford – на 79%, Škoda – на 69%. Статистику по регионам АЕБ не раскрывает.
"Рост продаж по некоторым брендам мог бы быть еще выше, если бы не отсутствие запасов автомобилей на складах, связанное с прерыванием производства весной", – приводятся слова председателя Комитета автопроизводителей Томаса Штэрцеля в аналитической справке АЕБ.
Машины с пробегом подорожали на 10–15%
Не сумев подобрать новый автомобиль, ивановцы начинают изучать рынок автомобилей с пробегом, но сталкиваются с существенным ростом цен и недостатком предложений. Наполненность площадок по продаже подержанных машин составляет от 40 до 70%, говорят представители автосалонов.
Созданию дефицита способствовало то, что в период ограничений площадки по продаже б/у машин работали в полузакрытом режиме. "Официально они объявили о прекращении работы, но путем размещения объявлений на "Авито" и "Авто.ру" зазывали к себе клиентов", – рассказал руководитель компании "Автоподбор37" Андрей Тяпков. На время ограничений салоны закрылись с заполненными площадками, а открылись пустыми. Кроме того, временное прекращение работы дилерских центров лишило площадки основного источника поставок – автомобилей по программе Traid-In.
На вторичном рынке, который традиционно быстрее откликается на изменения в экономике, произошел ощутимый рост цен. По оценкам представителей автосалонов, стоимость подержанных моделей выросла на 5–15%. Подорожание особенно заметно в самом ходовом сегменте в категории от 400 до 700 тыс. руб., в которой традиционно высоким спросом пользуются KIA Rio, Ford Focus, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo. Если год назад за 450 тысяч руб. можно было подобрать достойный автомобиль KIA Rio 2014 г., то сейчас за эту сумму в лучшем случае – автомобиль 2012 г., приводит пример Андрей Тяпков. Новые автомобили пока подорожали не так значительно – от 1 до 3%.
Развитие рынка непредсказуемо
Несмотря на сложившийся ажиотаж, общий объем продаж из-за весеннего простоя сократился. По данным АЕБ, с января по июль 2020 г. автосалоны продали меньше машин на 19,3%, чем за такой же период прошлого года.
"На текущий момент рынок характеризуется низкой прогнозируемостью в связи с непредсказуемым развитием ситуации с курсами валют, потенциальных цен, экономических и финансовых последствий, а также новых возможных ограничений, связанных с пандемией", – сообщил аналитикам АЕБ Томас Штэрцель.
По мнению Елены Шестопал, при наличии автомобилей на складах дилеров и умеренном повышении цен автосалоны "Блок Роско" смогут приблизиться к прошлогодним продажам уже к концу 2020 г. Прогноз Василия Скворцова менее оптимистичен: "Рынок пострадал, и пострадал здорово. Думаю, что он восстановится к концу 2021 г. в лучшем случае, если всё пойдет так же ровно". При этом стоимость машин продолжит расти. По словам Скворцова, увеличение стоимости новых автомобилей будет происходить постепенно, без резких скачков, поскольку производители боятся потерять рынок.