Тейковские краеведы хотят разобраться в ситуации со сносом исторической водонапорной башни

2 февраля 2023 09:00

Она была построена еще в XIX веке и являлась городской достопримечательностью

Тейковские краеведы готовят обращение к главе региона с просьбой разобраться в ситуации с демонтажем водонапорной башни, располагавшейся рядом с железной дорогой. Это был ценный для города исторический объект, построенный еще в XIX веке. Об этом Известно.ру сообщил председатель местного отделения Общества русского исторического просвещения "Царьград" Сергей Потанин.

"Железнодорожная водонапорная башня была построена в 1896 году вместе со строительством железной дороги при деятельном участии тейковского мецената и фабриканта Степана Каретникова. Раньше их возводили для бесперебойного снабжения паровозов водой: вода, наравне с углем, была тогда главной движущей силой", – рассказывает Сергей Владимирович. 

По его словам, многие тейковчане высказывались за то, чтобы присвоить башне статус объекта культурного наследия и приспособить под музей. Такой неординарный проект привлек бы в Тейково потенциальных туристов.

Сооружение было местом притяжения горожан. Оно входило в туристический проект "Прогулки по городу", башню изображали на своих полотнах местные художники, поэты слагали про нее стихи.

"Объект разрушили перед самым празднованием Нового года. Предполагаю, что это сделано с санкции руководства Северной железной дороги. Железнодорожную водонапорную башню разрушили молниеносно. Так что местная общественность не успела вмешаться. Кто дал разрешение? Я интересовался у нашего депутатского корпуса: никто не знал, что ее будут разрушать, в том числе и депутат по району, где она находилась", – говорит Потанин.

Тейковский краевед с сожалением замечает, что башня – не единственное наследие фабрикантов Каретниковых, разрушенное в последнее время. Бесследно пропали чугунные ажурные элементы балкона с главного дома купцов Каретниковых, на глазах у горожан разрушаются старинные корпуса возведенной ими фабрики. 

"В 2020 году такая же угроза разрушения нависла над шуйской станционной башней. Но неравнодушные горожане забили во все колокола, к теме подключился сам губернатор, и башню отстояли, – отмечает он. – Чиновники от РЖД обещали ее даже реконструировать".

Руководство Северной железной дороги не отрицает, что башню демонтировали они.

В компании есть программа по сносу таких водонапорных башен, так как свою функцию они не выполняют, а угрозу представляют. Правда, башня в Тейкове была бесхозной – на балансе СЖД не стояла. Ее демонтаж осуществлялся по согласованию с администрацией района. 

"Согласно письму комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия от 19 ноября 2020 года, водонапорная башня не имела статуса памятника истории и культуры, выявленного объекта культурного наследия, – сообщает в ответе на запрос Известно.ру начальник службы корпоративных коммуникаций Северной железной дороги Юлия Гонгина. – Обращений в адрес РЖД от общественности Тейкова не поступало".

В пресс-службе СЖД также отмечают, что башня находилась в непосредственной близости от железной дороги и была в аварийном состоянии. Кирпичный ствол был расколот на три части по всей высоте. Башня создавала угрозу жизни и здоровью людей и безопасности движения поездов.  

Известно.ру рассказывал, что водонапорная башня, построенная по проекту одного из величайших инженеров мировой истории Владимира Шухова, находящаяся на Сортировке в Иванове, появилась на туристических сувенирах. 

Полная версия