Бальмонт не по-детски

10 декабря 2019 07:21

К нашим великим следует относиться бережно

Литературное творчество в Шуе на подъеме. Еще недавно в городе было одно-единственное литературное объединение при редакции газеты «Шуйские известия». А теперь только зарегистрированных ЛИТО – шесть. Ежегодно выходят литературные альманахи и поэтические сборники «Шуя литературная», «Шуя на литературной волне» и др. Регулярно дают творческие вечера местные поэты и литераторы.

Всё это многообразие творчества шуян озарено одной путеводной звездой, и имя ее – Константин Бальмонт. Яркий поэт-символист, переводчик из Серебряного века, претендент на Нобелевку, он в 1920 г. покинул родную Шую и до своей смерти в декабре 1942 г. жил и творил во Франции. Благодаря усилиям энтузиастов из Шуйского краеведческого музея и педагогов школы № 2, где учился Бальмонт, его творчество, запретное при советской власти, вошло в жизнь города на Тезе. 

О Бальмонте пишут, его изучают, ему посвящают стихи, музыку. Более 30 лет в Шуе ежегодно ко дню его рождения, 15 июня, проходят Бальмонтовские чтения. Традицией стал детский конкурс чтецов произведений поэта «Солнечный эльф».

Главным  событием нынешнего «Литературного декабря» должна стать презентация 18 декабря книги известного ивановского краеведа и врача Василия Баделина «Ученый с душой поэта. Жизнь и творчество профессора Павла Куприяновского». Издание приурочено к 100-летию со дня рождения литературоведа. Именно Павел Вячеславович стоял у истоков (еще в 1980-е гг.) изучения творческого наследия К. Бальмонта. Благодаря Куприяновскому Ивановский госуниверситет, по утверждению рецензента журнала «Русская литература», стал «одним из сильных центров научного литературоведения и одним из лидеров в изучении наследия Бальмонта, Цветаевой и их современников».

И вполне закономерно, что в бальмонтовской экспозиции Шуйского литературно-краеведческого музея нашло отражение научное творчество Куприяновского, представлены его личные вещи.

Но всё разнообразие методов и форм популяризации творчество Бальмонта и сама его личность не сделали их "своими" для широкого круга читателей. Уж слишком необычен его стиль, его поэтическая манера, слишком неожиданны его символические метафоры. Можно только искренне удивляться, как эмоционально точно юные шуяне из школы № 2 исполняют произведения поэта.

Удивляться, восхищаться и жалеть. Да, жалеть детей, которых чуть ли не сызмальства пичкают столь трудной поэзией. Ведь изучают они не только «Фейные сказки» Бальмонта, созданные специально для детей, но и другие его "взрослые" произведения. На избыточность бальмотовской тематики в той же школе № 2 не раз сетовали родители.

"Я понял, но сердцем,— о, нет, не умом,

Я знаю, что радостен царственный гром,

Что молния губит людей и зверей,

Но мир наш вдвойне обольстителен с ней"

Устают от обилия мероприятий, посвященных Бальмонту, и взрослые шуяне, считая, что они отбирают время и пространство у других значимых для города событий. Вот и в нынешнем декабре в программе литературно-краеведческого музея не нашлось места Дню неизвестного солдата, Дню героев России. И это в преддверии главной исторической темы – 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне! И почему-то не вспомнили музейщики в уходящий месяц Года театра о 150-летии одного из основателей МХАТа, актера и режиссера Василия Лужского (Калужского), уроженца Шуи, потомка одной из династий основателей текстильной промышленности Ивановской области – Калужских. Всё затмил Константин Бальмонт.

Полная версия