Дмитрий Марков: «Наука формирует взгляд на мир, который ни с чем не сравнить»
Дмитрий Марков:
«Наука формирует взгляд на мир, который ни с чем не сравнить»
Кандидат географических наук, доцент кафедры истории, географии и экологии Шуйского филиала ИвГУ, член Русского географического общества Дмитрий Марков рассказал ведущему просветительского проекта «СЛОН» Алексею Сивухину о географии, ландшафтах и новых открытиях.
Дмитрий Марков
Кандидат географических наук
Доцент кафедры истории, географии и экологии Шуйского филиала ИвГУ
Член Русского географического общества
Проблемы, с которыми мы сталкиваемся, наши предки уже решали
Проблемы, с которыми мы сталкиваемся, наши предки уже решали
– Дмитрий Сергеевич, расскажите о вашей научной деятельности.
– Мы изучаем физическую географию, в частности, ландшафты, которые наглядно показывают взаимоотношения человека и природы. Причем ландшафты рассматриваются как с точки зрения протекания природных процессов, так и с точки зрения сохранения наследия. Также актуальны аспекты, которые связаны с экологией, планированием системы населенных пунктов, системы особо охраняемых природных территорий, ну а также с историей хозяйственного освоения территории Верхневолжья на разных этапах исторического развития, которое, в первую очередь, рассматривается с точки зрения изменения природных комплексов, формирования ополий, серых лесных почв, динамики рек, изменения озерных комплексов, анализа разновременных картографических материалов, являющегося главной информационной основой той работы, которая позволяет нам действительно выявлять те изменения, которые произошли на территории нашего региона за последние 200-300 лет.
– Скажите, а вот простому обывателю с этих исследований что? Как людям объяснить, что это важно?
– Кто предупрежден, тот вооружен. На самом деле, очень многие проблемы, с которыми мы сегодня сталкиваемся, которые касаются качества продуктов питания, опасных природных явлений, ошибок в природопользовании, ошибок в планировании, которые связаны с прокладкой дорог, строительством зданий, сооружений, ростом безопасности жизнедеятельности, чаще всего уже наблюдались в прошлом.
То есть те ошибки, те проблемы, которые сегодня мы представляем себе как актуальные и своевременные, на самом деле наши предки уже решали.
По крайней мере, ни одной проблемы, которая действительно является новой и представляет собой вызов, которого раньше у нас никогда не было, я вам назвать, наверное, не смогу. И если мы, с учетом анализа использования и решения тех проблем, которые возникали раньше, посмотрим на современную нашу жизнь и проблемы, которые у нас возникают, которые нам необходимо решать, то, скорее всего, мы увидим, что очевидные решения лежат на поверхности, и такой пространственно-исторический аспект решения этих проблем является крайне перспективным.
Обнаружен камень длиной больше 20 метров
– А какие у вас планы на будущее, Дмитрий Сергеевич?
– Задел в наших исследованиях сделан достаточно глубокий. Самое главное направление в развитии научных исследований – это внедрение информационных технологий, которые связаны с созданием картографических материалов, позволяющих по-другому взглянуть на мир, который находится вокруг нас. Поэтому сегодня мы чаще используем информационные технологии, но при этом необходимо и проведение полевых исследований, связанных с обнаружением новых интересных объектов. Каждый год приносит какие-то новые открытия. В этом году был обнаружен камень, огромный выход скальной породы длиной больше 20 метров. Таких мегалитов в нашей области и вообще в Центральной России раньше не отмечалось. Поэтому сочетание прикладных полевых исследований с их последующей компьютерной обработкой и формированием базы данных – это главный приоритет современных научно-географических исследований.
– Как вы считаете, современное образование, вузовское и школьное, оно достаточное или что-то нужно ввести – как в вузах, так и в школах – в предмет географии?
– Как говорили классики, «все действительное разумно, все разумное действительно»... Как ни меняй планы или программы, вводи или убирай учебные предметы, в системе образования мало что меняется, она очень консервативна, но концепция образовательной программы, связанной с учением географии или экологии, биологии в школе, является неизменной. Поэтому дело не в том, чтобы назвать как-то по-другому предмет или тему, главная наша проблема в том, что мы в обилии информации теряем главное зерно, которое необходимо для понимания общих принципов. Мы анализировали школьные учебники и программы с ЕГЭ, олимпиады, проектную деятельность, которая реализуется в школе. На самом деле везде это концептуальное ядро сохраняется, поэтому дело не в изменении стандартов или ориентации на какие-то новые ценности. Того, что у нас есть в аспекте научно-методических материалов, уже вполне достаточно. Разработано много планов, программ и методических разработок для того, чтобы сформировать базовые представления о том мире, в котором мы живем, и для решения тех проблем, которые возникают в жизни каждого человека. То есть на самом деле все у нас хорошо, главное – использовать то, что мы имеем, рационально!
Я очень люблю наблюдать за Луной, звездами
– Дмитрий Сергеевич, когда вы поняли, что ваше призвание – это география и все, что с ней связано? Были ли предпосылки для этого?
– В жизни каждого ребенка, каждого подростка возникает этап, когда ему что-то становится особенно интересным. Наверное, невозможно назвать какую-то дату или точку отсчетаY, когда появляется интерес к научным дисциплинам. География отличается от многих других предметов тем, что она действительно всеохватывающая, то есть она дает универсальные представления о мире, включает в себя и природные, и социально-экономические, и экологические аспекты. Поэтому из всех наук, которые являются универсальными, помимо общей философии или теории познания, география, наверное, имеет один из самых глубоких потенциалов. Ну а если мы говорим об интересе к учебному предмету, то, конечно, он начинает складываться в школе под влиянием педагога. И мне повезло, у нас был очень хороший учитель географии, который действительно смог заложить любовь к предмету.
– Сейчас в вашем безумно плотном графике, который подразумевает и научную деятельность, и административную, и учебную нагрузку, остается ли время на какие-то хобби? И если да, то какие хобби у Дмитрия Маркова?
– У меня две формы хобби – реальное и виртуальное, связанное с использованием информационного продукта.

Я слежу за современными событиями, открытиями в сфере науки и образования, смотрю видео, читаю статьи, слушаю выступления лидеров общественного мнения. Казалось бы, не совсем интересна такая работа по анализу нормативной базы, но формат хобби и элементы научного юмора помогают эту рутинную работу сделать интересной. Ну а второе – это то, что связано с туризмом, с общением с природой. Потому что помимо строгого научного анализа (например, как должна течь река, как должен функционировать лес, как должна формироваться почва), есть практика, и она показывает нам что-то свое. Бывают дни с интересными астрономическими явлениями. Я очень люблю наблюдать за Луной, звездами. Это своеобразный, но, интересный формат научного хобби.
– Самое интересное место, которое вы посетили?
– Пожалуй, это Санкт-Петербург, в частности, Исаакиевский собор и Дворцовая площадь. Именно здесь гармонично сочетаются величие, масштабность и стиль!
Мы были близки к тому, чтобы на Марсе цвели яблони
– Представим, что перед вами стоит машина времени, и у вас есть возможность отправиться куда угодно в прошлое, но вас потом, конечно же, вернут. Куда?
– В 70-е годы ХХ века. Это время, когда действительно реализовывались проекты, которые были предсказаны людьми в формате научной фантастики. Это время, когда наше общество достигало пика своего развития в идеалистическом аспекте. Мы, на самом деле, были близки к тому, чтобы на Марсе цвели яблони…
– Дмитрий Сергеевич, дайте совет тем, кто только начинает свой путь в науке.
– Продолжать. Продолжать, потому что наука вечна, и она формирует своеобразный взгляд на мир, который ни с чем невозможно сравнить. Самое главное в жизни – это эмоции. И объективные эмоции, которые дает понимание того, что есть в объективной реальности, ни с чем не сравнимы. В человеке есть животные инстинкты и есть рациональное понимание. Именно наука действительно формирует особый взгляд на мир, который делает его осмысленным. А это дарит эмоции совершенно другого уровня. Поэтому наш совет – продолжать заниматься наукой!
– Дмитрий Сергеевич, спасибо вам за честный разговор. Желаем вам не сбавлять оборотов и всегда находить время для научного хобби.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Проект ивановского ученого внесет свой вклад в развитие лечения рака
Как разрабатывают и внедряют тренажеры для атомных станций
Авторское право на материалы спецпроекта
принадлежит БУ «Ивановские газеты»

Цитирование возможно только с гиперссылкой на Известно.ру

Редактор: Евгения Кочеткова
Дизайн: Станислав Депутатов
Беседовал Алексей Сивухин
Фотографии предоставлены редакции проектом «СЛОН»
Изображение сгенерировано с помощью ИИ

2024
Авторское право на материалы спецпроекта принадлежит БУ «Ивановские газеты»

Цитирование возможно только с гиперссылкой на Известно.ру

Редактор: Евгения Кочеткова
Дизайн: Станислав Депутатов
Беседовал Алексей Сивухин
Фотографии предоставлены редакции проектом «СЛОН»
Изображение сгенерировано с помощью ИИ

2024