9 октября 2024 22:53
Погода
°
Погода
18+

Как изменится схема движения в центре Иванова

8 июня 09:00 И Г

Аварийность снизят деревья, от пробок избавят умные светофоры

Как изменится схема движения в центре Иванова

В Иванове заканчивается обсуждение новой схемы движения на центральных проспектах города – Ленина и Шереметевском. Среди ключевых изменений: островки безопасности, выделенная полоса для общественного транспорта, велосипедные дорожки, умные светофоры, дополнительные остановки и переходы. Достоинства и недостатки новой концепции проанализировала "Ивановская газета".

Снизить скорость потока за счет… деревьев

Администрация облцентра намерена взять курс на восстановление утраченных деревьев. Общественные пространства стали активно наполняться саженцами, планируется улучшить экологическую обстановку и с помощью "зеленых поясов" вдоль дорог. Причем деревья будут высажены не только на тротуарах, но и на бесчисленных островках безопасности, разделительных полосах и в обязательном порядке на новых остановках общественного транспорта.

На разделительных полосах, согласно концепции улично-дорожной сети проспектов Ленина и Шереметевского, посадят 306 деревьев, вдоль дорог появятся еще 253 дерева и 2738 кустарников. Озеленение, по мнению разработчиков, кроме непосредственно красоты, улучшения качества воздуха и снижения уровня шума, будет визуально сужать проезжую часть и тем самым успокаивать автомобильный трафик.

Для придорожных деревьев, по словам руководителя группы компаний "GREENART" (которая займется озеленением) Светланы Сердюк, были выбраны липы и клены. Это самые устойчивые виды для городской среды, они выдерживают загазованность и вырабатывают огромное количество кислорода, поглощая выхлопные газы, останавливая пыль.

"Без крупных деревьев в современном городе обойтись невозможно, – говорит Светлана Сердюк. – Никакие другие деревья, к сожалению, не отвечают необходимым требованиям. Эти задачи очень сократили наш ассортимент".

Другой немаловажный вопрос – содержание насаждений. Ландшафтный дизайнер признается, что на данный момент Иваново вряд ли готово ухаживать за новыми деревьями по правилам, хотя отношение к этому вопросу меняется. Главные озеленители города сходятся в одном: на посадочном материале экономить не стоит. От качества зависит приживаемость и стоимость последующего ухода, которая ложится на плечи городского бюджета.

"Практика высадки деревьев вдоль и внутри дорог применяется во многих городах России, – рассказала директор благотворительного фонда "Ива" Анна Царевская. – Жизнеспособность озеленения зависит от качества посадочного материала. Липы очень устойчивы к выбросам. И затраты по уходу за ними вполне могут быть по силам бюджету. На одно дерево требуется примерно 3000–4000 рублей в год. Сажать деревья на островках безопасности, конечно, хорошо, но нужно еще научиться обращаться и с теми, которые растут, в том числе на стройплощадках".

Конкретно. В содержание дерева входит: весенняя формирующая обрезка, обработка от болезней и вредителей (три раза в сезон), полив (два раза в месяц), прополка приствольных кругов (один раз), внесение удобрений (три раза в сезон), санитарная обрезка в конце сезона.

Выделенная полоса для автобусов, но прерывающаяся

Везде, где возможно, новая концепция схемы движения на центральных проспектах предусматривает отдельные дорожки для велосипедистов и прочих лиц с индивидуальными средствами мобильности. К 4 имеющимся километрам велодорожек в городе прибавятся еще 11,9 км.

"Мне очень нравится, что велодорожки у нас отделены от полос скоростного движения – это было базовым условием при разработке концепции, – говорит куратор проекта #ВелоСреда Иваново, основатель арт-пространства ART HUB Александр Неупокоев. – К сожалению, вопреки правилам, некоторые велосипедисты и самокатчики не спешиваются при пересечении проезжей части, но пунктирные линии теперь хотя бы позволят им двигаться, никому не мешая. Я очень надеюсь, что все велодорожки в городе завяжут в единое целое, а люди, и прежде всего мамы с колясками, будут ходить исключительно по пешеходным, а не по велодорожкам".

Подумали разработчики и о городском пассажирском транспорте: к 900 метрам добавили на двух проспектах еще 2,3 км "выделенки".

"Всё это прекрасно, – говорит доцент кафедры транспорта и автомобильных дорог ИвГПУ Владимир Кузьмин, – но полоса для общественного транспорта должна быть целиковая, а на схемах проспектов она то есть, то нет… Функционально так делать нельзя. Островки и деревья для разграничения встречных потоков – замечательно. Но пока в городе не сделают систему ливневой канализации, нормальных дорог у нас не будет".

"Островки безопасности" будут ругать в снегопад?

Наибольшее количество споров при общественных обсуждениях концепции вызвали "островки безопасности" и прочие "направляющие" потоков. Мэрия разместила у себя на сайте релиз, в котором заявила, что водители троллейбусов высказали восторг этим нововведением, между тем как "автобусники", таксисты и грузоперевозчики этого оптимизма не разделяют.

"Островки, которые сопряжены с пешеходными переходами, наверное, нужны, – считает бывший руководитель межрегионального транспортного профсоюза Роман Круглов. – Непонятно наличие направляющих островков, угловых (треугольников) для поворотов". Во-первых, по словам общественника, эти островки формируют некий створ, и, случись что, объехать их без нарушения ПДД не получится. Во-вторых, сомнения в целесообразности такого количества различного рода островков добавляет качество уборки городских дорог, особенно зимой, и зигзагообразное направление полос. "Полосы непрямые, и маневрировать в условиях суженной дороги гораздо сложнее, – говорит автоэксперт. – Может увеличиться количество ДТП с нарушением бокового интервала".

Претензии к ширине есть и у научного сообщества. "По нормативам и ГОСТам ширина полосы должна быть 3,5–3,75 метра, а в проекте они сужены до 3–3,25 м. Это нарушение всех норм, – говорит Владимир Кузьмин. – Такая ширина допустима лишь на дорогах 4 и 5 категорий, но никак не в центре города".

"Эти бесчисленные островки очень опасны, – уверена председатель "Альянса ивановских перевозчиков", член общественного совета при Ространснадзоре Марина Синякина. – Осенью листва увеличивает скольжение, зимой – снег не убирается. В темное время суток островки просто не видно. Где-то, конечно, они необходимы, но далеко не везде. Власти закупили новые автобусы, но инфраструктура для них абсолютно не готова. Заузив полосы и снизив скорость потока, мы всё равно не заставим людей отказаться от своих машин в пользу общественного транспорта. Он просто неконкурентоспособен. И выделенные полосы (по опыту Москвы) положения не спасут".

Светофоры, регулирующие пробки

Сейчас на ивановском кольце 23 остановочные зоны. Реформаторы добавили к ним еще 14 остановок и сдвинули часть имеющихся. Например, "переедет" место ожидания транспорта на площади Пушкина: от Театрального моста к Троицкому скверу (там же появится и пешеходный переход). Дополнительные остановки планируются, например, в районе треугольника 10 Августа – Шереметевский – Ленина, новые пешеходные переходы – у Дворца игровых видов спорта и поворота к "Серебряному городу" на Шереметевском проспекте. К 47 регулируемым переходам добавятся 13, а к 23 нерегулируемым – 5.

Эта идея особенно понравилась ветеранам. "Людям старшего возраста очень тяжело переходить под мостами, зимой там бывает скользко. Надземные переходы удобнее, – считает председатель Ивановской ветеранской организации Николай Быстров. – А теперь еще и до остановок идти будет ближе".

На некоторых перекрестках, например в районе площади Пушкина и Станционной, будут умные светофоры, управляет которыми искусственный интеллект: они смогут определять длину "зеленой фазы" для автомобилей, исходя из "хвоста" транспортного потока. Еще предлагается установить несколько светофоров с кнопкой для пешеходов.

…В настоящий момент из тысячи повторяющихся предложений и замечаний ивановцев мэрия и разработчики проекта отобрали 84 конструктивных отклика. После их рассмотрения состоится итоговое обсуждение концепции в стенах администрации. Работы по реформе дорожного движения на Ленина и Шереметевском начнутся в этом году, а завершат их в 2025-м.

Николай МАНТУРОВ