26 ноября, 13:55
Фантастика переживает Ренессанс
- Как вы пришли к идее открыть букинистический магазин?
- Моя личная библиотека насчитывает несколько тысяч томов. Постепенно встал вопрос, куда девать книги, которыми давно не пользуешься и с которыми безболезненно можно расстаться. Но, как оказалось, последний букинистический магазин закрылся в Иванове семь лет назад. Вот и пришлось создавать собственный. Уточню, что в Иванове есть антикварные магазины, но они в основном занимаются книгами, которым сто и более лет.
- Букинистическое дело для вас – это хобби или основная работа?
- С одной стороны, это, конечно, работа, на которую приходится ходить шесть раз в неделю. Но с другой – я рассматриваю магазин скорее как культурологический проект: примерно половина времени общения с покупателями уходит на консультации. Часто просят что-то посоветовать в том или ином жанре.
- Давно ли существует ваш магазин?
- «Ивановский букинист» работает уже два с половиной года, и концепция его за это время мало в чем изменилась. Прежде всего, это магазин интеллектуальной, а потом уже букинистической книги. И его ассортимент в какой-то мере отражает мои книжные предпочтения. За свою жизнь я прочитал несколько тысяч произведений и достаточно хорошо ориентируюсь в литературе, поэтому стараюсь представить на полках самые интересные издания.
Например, сейчас настоящий Ренессанс переживает фантастика, в нее пришли очень серьезные ученые. И если я вижу, что кто-то предлагает Яцека Дукая, Питера Уоттса, Йена Макдональда, Иена Бэнкса, то сразу стараюсь заполучить эти книги. Есть и качественный нон-фикшн (научно-популярная литература).
- А ведь многие представляют, что букинистика – это торговля старой книгой…
- Не совсем так. Букинистика – это вторичный рынок, то есть то, что с рук. Условно можно назвать «книжной комиссионкой».
- Как поступают к вам книги?
- Сам принцип букинистического магазина подразумевает, что их берут на реализацию от населения. Часто бывает такая ситуация: родители умирают, приезжают дети, которым надо срочно продать квартиру, и они предлагают целые библиотеки. Иногда закупаю книги и в других городах. Кроме этого я сотрудничаю с несколькими крупными оптовиками в Москве и Ярославле, которые тоже привозят много интересных изданий.
Выручка зависит от погоды
- Вы запускали книжный магазин «с нуля». Насколько это трудный процесс?
- Я бы сказал, очень трудный. Как сейчас помню, оборот первого месяца составил всего 2450 рублей. Я сидел и мужественно ждал покупателей. И хотя магазин находится вроде бы на оживленном месте, в него поначалу мало кто заглядывал. Но постепенно заработало «сарафанное радио» - покупатели стали рассказывать своим знакомым и народ потянулся. Хотя первые восемь месяцев я был в глубоком минусе.
- Много ли человек к вам ходит сейчас?
- Как ни странно это звучит, всё зависит от погоды. В дождь или сильный мороз в день могут заглянуть только два-три человека. Но, в среднем, сейчас ежедневно заходят 10-15 человек. Вокруг магазина уже сложилась группа постоянных покупателей, которые заглядывают хотя бы раз в неделю. У нас есть большое сообщество ВКонтакте. Сейчас многие покупают книги прямо через него, а потом забирают их, когда будет удобно.
- А молодежь часто интересуется?
- Вопреки расхожему мнению, подрастающее поколение читает много бумажных книг. И значительную часть моих покупателей составляют именно школьники и студенты, хотя они часто приходят просто поговорить о книгах, а не приобрести что-то конкретное.
- В вашей группе ВКонтакте выкладываются не только анонсы продаваемых книг, но и рецензии. Зачем вы это делаете?
- Это всё вписывается в концепцию культурологического проекта. Я считаю, что надо обращать внимание участников группы на интересные издания, которые действительно стоит прочитать. И, как показывает практика, после такой развернутой рекомендации книга начинает пользоваться повышенным спросом.
- Сколько примерно книг у вас сейчас в магазине?
- Надо учитывать, что он очень небольшой, всего десять квадратных метров. Но и на этой площади представлено где-то 1,5 тысячи книг.
Детские книжки с советскими картинкам популярны до сих пор
- А вообще, есть ли спрос на букинистику в Иванове?
- Иначе бы я столько не продержался. Спрос на качественную литературу есть всегда. Но новые издания сейчас продаются по заоблачным ценам. Наш магазин делает в буквальном смысле книгу доступной. Около 90% предлагаемых изданий имеют цену от 100 до 150 рублей.
- А что пользуется наибольшим спросом?
- Прежде всего, то, что трудно или невозможно читать в электронном виде: детские издания, альбомы по искусству. А из других книг, на удивление, больше спрашивают не художественную, а специальную литературу – по философии, истории, литературоведению, психологии, медицине… Есть достаточно многочисленная группа покупателей, интересующихся краеведением.
- А популярны ли книги из советских времен?
- Увы, не так много книг того периода пережило свое время. Пользуются спросом академические издания: например, серии «Литературные памятники» или «Библиотека античной литературы» и не переиздававшиеся в последующем книги. В детской литературе тогда трудилась целая плеяда великих художников – Владимирский, Сутеев, Конашевич, Трауготы… Книги с их иллюстрациями постоянно спрашивают не только бабушки с дедушками, которые на них воспитывались, но и современные родители. А вот многотомные собрания советских «классиков» или серию «Классики и современники» мы уже давно раздаем бесплатно.
- Перед входом в магазин я увидела «Книгообмен». Что это такое?
- Сейчас это называют модным словом «буккроссинг». По многочисленным просьбам я сделал свободный книгообмен. Можно принести свою книгу и поменять на что-то понравившееся. Сюда же приносят книги те, кто хочет просто с ними расстаться, а не продавать. Получается своеобразная бесплатная библиотека.
- Городские власти вам чем-нибудь помогают?
- Скорее, наоборот. Под угрозой 40-тысячного штрафа заставили убрать рекламный стенд. И даже если я ее согласую, то всё равно разрешат только вывеску «Книги», которая, на мой взгляд, совершенно не отражает суть магазина. Аренда помещения – по коммерческим расценкам. А с 1 июля пришлось еще платить за кассовый онлайн-аппарат. До сих пор не понимаю, зачем он нужен, так как мое налогообложение совершенно не зависит от выручки. Обращался по этому поводу даже в электронную приемную губернатора, но, к сожалению, понимания не нашел.
Пособие про русалок и кикимор
- Теперь давайте поговорим о вас. Я знаю, что вы сами писали и издавали книги. Расскажете о своем опыте в издательском деле?
- Я написал восемь книг. Семь из них посвящено инструментам фондового рынка и макроэкономике и одна – художественная.
Издательскому бизнесу я отдал 12 лет своей жизни. Был и заведующим редакцией крупного российского издательства деловой литературы, и владельцем собственного. И хотя большая часть выпущенных мною книг касалась экономики, налогообложения, фондового рынка…, был еще небольшой, но интересный, проект по художественной литературе. В его рамках увидели свет, например, собрание сочинений Джека Керуака, книги Леонарда Коэна, Альфреда Деблина… Часть из них в свое время даже входили в списки «Книга года» и «Лучший перевод года», которые готовила газета «Книжное обозрение» и международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction. Отсюда, кстати, я знаю реальную стоимость производства книг и считаю, что они должны продаваться минимум в два раза дешевле.
- А можно поподробнее о вашей художественной книге?
- «Кикимора и другие» жанрово, наверное, принадлежит к славянскому фэнтези. Далеко не все знают, что наша мифология ничем не уступает греческой или скандинавской. И я попробовал в увлекательной художественной форме написать своеобразное пособие. В ней есть и «биографии» богов (Велес, Баба-яга, Змий Огненный), и духи (лешие, водяные, русалки, кикиморы, домовые) и мифические животные (Кот Баюн), и герои (Илья Муромский). В общем, постарался сделать то, что Кун и Немировский сделали для популяризации греческих мифов.
- Что бы вы посоветовали родителям, чьи дети не хотят читать книги?
- Прежде всего, предложить им прочитать то, что их действительно интересует. Пусть это будут приключения или Гарри Поттер – не важно. Главное, чтобы ребенок тренировал воображение и сам создавал в голове «картинку» происходящего: представлял героев, место действия, а не облегчал себе задачу, смотря видео.
И не открою большого секрета, сказав, что дети обычно читают там, где видят родителей с книгой. Они копируют наше поведение, и если в семье не только читают, но и обсуждают прочитанное, то можно с уверенностью сказать, что такой ребенок будет любить книги.