5 февраля 2023 17:40
Погода
°

Дмитрий Вавринчук: "В Ивановской области не осталось ни одного старого поезда"

7 декабря 2022 05:00 И Г

В 2022 году "Орланы" перевезли 974 000 пассажиров

Появление "Орланов" изменило транспортную сеть Ивановской области. Рельсовые автобусы на дизельном топливе оказались удобнее и быстрее старых пригородных поездов. Но чтобы "Орланы" поехали по удобному расписанию, пришлось менять графики движения поездов дальнего следования. Об истории создания новой маршрутной сети в "Ивановской газете" рассказал начальник регионального департамента дорожного хозяйства и транспорта Дмитрий Вавринчук.

– Первые "Орланы" появились в Ивановской области в 2020 году, они начали курсировать по маршруту Иваново – Кинешма. Расскажите о создании проекта новой маршрутной сети. Почему в ней возникла необходимость?

– Всё началось с появления "Ласточки" из Иванова в Москву. Жители Кинешмы просили губернатора продлить "Ласточку" в Кинешму. К сожалению, у железной дороги есть технологические причины, почему этого сделать нельзя, но есть хорошая альтернатива – "Орланы".

В результате договоренностей главы региона с руководством РЖД в 2020 году у нас поехал первый "Орлан" из Иванова в Кинешму. И если раньше время в пути занимало около 2,5 часа, то сейчас – 1 час 29 мин. И направление сразу стало самым востребованным.

После запуска "Орлана" в Кинешму поняли, что это решение можно тиражировать. Так родился масштабный проект, охватывающий всю территорию Ивановской области.

При реализации проекта столкнулись с несколькими проблемами. Это и одноколейная, неэлектрифицированная железная дорога, и устаревшие, некомфортные, медленные поезда.

– Дмитрий Андреевич, расскажите, как проходила реализация проекта запуска "Орланов": кто разрабатывал маршрутную сеть, как оценивали предполагаемый трафик?

– Разработка новой маршрутной сети – большой коллективный труд. Сама идея родилась в правительстве области, а реализовывали проект совместно с РЖД и Северной пригородной пассажирской компанией.

У железной дороги есть приоритет в движении: сначала идут скоростные поезда, затем поезда дальнего следования, а уже потом пригородные. Это было проблемой. Для того чтобы "Орланы" поехали по расписанию, удобному для жителей, пришлось в том числе корректировать графики движения поездов дальнего следования.

Всего в новой сети – 48 остановочных пунктов, в том числе 12 крупных городов и районных центров не только в Ивановской области: Иваново, Тейково, Гаврилов Посад, Юрьев-Польский, Кохма, Шуя, Савино, Ковров, Кинешма, Вичуга, Фурманов, Нерехта.

Пассажиропоток по новой маршрутной сети стабильно растет. Жители оценили удобство нового вида транспорта. Для сравнения: в июле 2021 года мы перевезли 89 000 пассажиров, а в июле 2022 года – 115 000. Рост составил 30%. При этом благодаря новой маршрутной сети в Ивановской области не осталось ни одного старого поезда.

– Почему выбор был сделан в пользу рельсовых автобусов "Орлан"? В чем их преимущество?

– "Орланы" – это оптимальное решение, которое подходит под наши неэлектрифицированные пути. Этот поезд – не электричка, это рельсовый автобус, который работает на дизельном топливе. "Орланы" – наша российская разработка, на 81% состоят из комплектующих отечественного производства.

Это комфортные поезда, имеющие широкие дверные проемы, они оборудованы системами обеспечения микроклимата и обеззараживания воздуха, в каждом вагоне есть большой санузел, вай-фай, информационное табло, крепления для велосипедов. Из общих 606 мест – 209 сидячих.

– Адаптированы ли "Орланы" для людей с ограниченными возможностями здоровья?

– Для людей с ограниченными возможностями в "Орланах" предусмотрены специальные подъемники – аппарели на случай, если на станции низкая платформа, и крепления для кресел-колясок. Персонал вежливый, обходительный и всегда поможет.

– Можно ли считать "Орланы" доступным видом общественного транспорта?

– Раньше у старых поездов на тепловой тяге было неудобное расписание и относительно высокие тарифы. Людям было удобнее и дешевле ехать на автобусе. Концепция новой маршрутной сети предусматривает три основных зоны.

Первая – зона агломерации, ограничена Кохмой, Строкино и станцией Текстильный, где действует единый тариф, равный тарифу на городском общественном транспорте.

Вторая – ближний пригород (Тейково, Шуя, Фурманов). В этой зоне действуют спецтарифы, равные или ниже автобусных. Например, из Шуи в Иваново можно доехать за 90 рублей. Следующая зона – это отдаленные направления, которые связывают нас с соседними регионами. 

Зона агломерации насыщена поездами, а в ближний пригород ходят до 14 поездов в сутки. Всего по новой сети ежедневно курсируют 44 поезда с 5 утра до 22 часов.

Кроме того, действует система абонементов. Например, если человек живет в Шуе, а работает в Иванове, он может купить годовой абонемент со скидкой. Предусмотрены абонементы выходного дня, скидки для студентов и 50-процентные скидки для граждан льготных категорий.

Наблюдаем интересные тенденции: на некоторых станциях пассажиропоток существенно превысил плановые значения.Например, за год станция в городе Гаврилов Посад с населением 5500 человек обслужила 82 000 пассажиров.

– Почему этот проект успешен с экономической точки зрения?

– Во всём мире пассажирские перевозки убыточны, государство их субсидирует. Поэтому чем эффективнее наша сеть, чем больше пассажиров ею пользуется, тем меньше затрат несет бюджет. 

Мы на 83% увеличили транспортную работу, то есть поезда стали чаще ходить, и мы перевезли в два раза больше пассажиров. При этом на 22% сократили эксплуатационные расходы, а доплата из бюджета на одного пассажира уменьшилась на 43%.

"Орланы" более эффективны в эксплуатации. Например, на конечной станции теперь не нужно разворачивать состав, как это было раньше с вагонами на локомотивной тяге. Сейчас машинисту достаточно перейти из одной части поезда в другую.

Важно, что на реализацию этого проекта не потребовались дополнительные инвестиции. Проект был создан в рамках текущей деятельности РЖД и пригородной пассажирской компании. Мы стали возить в два раза больше людей, но дополнительных денег на это не тратим.

– Кроме "Орланов" в регионе курсируют "Ласточки". Расскажите, как синхронизировано расписание пригородных и междугородних поездов?

– Подходили к созданию новой маршрутной сети комплексно. Важно было сделать расписание поездов ритмичным и увязать их с другими видами транспорта. До запуска "Ласточки" люди добирались до Москвы по 6-8 часов на автобусах, а сейчас можно доехать с комфортом и безопасно за 3,5 часа.

Учтены также интересы не только ивановцев, но и жителей других городов и населенных пунктов. Поэтому некоторые поезда синхронизированы по времени с "Ласточками", чтобы пассажиры без длительного ожидания могли пересесть с "Орлана" на "Ласточку" и наоборот. У нас восемь таких маршрутов согласовано.

– Сколько пассажиров на сегодняшний день перевезли "Орланы" в Ивановской области?

– В 2022 году, с января по декабрь, "Орланы" перевезли 974 000 пассажиров. А с мая 2021 года, с момента запуска новой маршрутной сети, – более 1 млн 566 тысяч человек.

– Какое из направлений стало самым популярным?

– Изначально самым популярным направлением было Иваново – Кинешма, но в 2022 году лидерство перехватило Юрьев-Польское направление: за этот год по нему перевезено около 308 000 человек. На втором месте по популярности кинешемское направление – более 294 000 пассажиров. 

Беседовала Ирина БИРЮКОВА