24 июня 2024 05:57
Погода
°
Погода
18+

Врач с душой артиста

17 июля 2023 10:01 Константин Шпрингер

Фониатр Павел Буров помогал перед выходом на сцену Алле Пугачёвой, Муслиму Магомаеву, Валентине Толкуновой…

Врач с душой артиста

54 года в областной больнице трудится человек-легенда Павел Буров. Этого специалиста отечественной фониатрии знают и любят не только в Иванове, но и во всей стране. Он помогал перед выходом на сцену Алле Пугачёвой, Муслиму Магомаеву, Валентине Толкуновой… В интервью "ИГ" Павел Александрович рассказал о своей профессии и об удивительных встречах, которые выпали ему в жизни.

Беседовал КОНСТАНТИН ШПРИНГЕР

На профессию благословили Лемешев и Шульженко

– Павел Александрович, расскажите, пожалуйста, как начинался ваш путь фониатра?

– В нашей стране фониатрия зародилась в конце 1960-х. Именно тогда заговорили о создании службы. Мне, на тот момент студенту Ивановского мединститута, было поручено организовывать фониатрическую службу в регионе. Наверное, всё дело было в моем огромном интересе и увлечении фониатрией и музыкой. 

На пятом курсе я взял для исследования тему "Певческий голос в здоровом и больном состоянии. Классификация певческих голосов". Подготовил и прекрасно выступил с лекцией, демонстрируя примеры на пластинках. После этого меня в зимние каникулы послали в Ленинград, в Институт уха, горла, носа и речи получать профессиональные фониатрические навыки. Рекомендательное письмо написали известному фониатру Ральфу Райкину (брату Аркадия Райкина), он направил меня к научному сотруднику Татьяне Шамышевой, через плечо которой во время приема пациентов я стал наблюдать за ее манипуляциями. 

Я был очень увлеченным юношей: не только усердно учился, но и все вечера напролет проводил в театрах. Однажды мы с Татьяной Евграфовной пришли в Малый оперный театр на спектакль "Травиата", режиссером которого был певец Сергей Лемешев. Шамышева представила меня прославленному мастеру, который, узнав, что я увлечен фониатрией, благословил меня на это благородное дело. Позднее на это же служение меня нацелили Клавдия Шульженко и эстонский оперный певец Георг Отс, которых я осматривал и помогал восстановить голоса.

– Насколько мне известно, вы и сами пели всю жизнь?

– Да. Я пел в школе, пел в медицинском училище, пел все три года службы в армии (в Калининграде довелось выступать в Доме офицеров). Все шесть лет учебы в институте я пел в хоровом коллективе. У нас был прекрасный хор, который насчитывал 50 человек! 

– У вас не было желания выбрать немедицинскую профессию? Скажем, самому пойти по музыкальной стезе?

– Будучи человеком достаточно скромным, я всегда справедливо полагал, что у меня недостаточно музыкальных данных для этого. Всё же, знаете, каждый человек должен быть на своем месте и заниматься своим делом. Мне кажется, что если так распорядилась природа и судьба, то лучше быть хорошим врачом, чем плохим певцом.

Вся больница просила автограф у Магомаева

– Прошли годы, и вы как мастер своего дела в областной больнице умудрились стать незаменимым специалистом для гастролеров. Кого из звезд вам доводилось лечить?

– Моими пациентами в разные годы были Эдита Пьеха, Алиса Фрейндлих, Эдуард Хиль, Муслим Магомаев, Тамара Синявская, Валентина Толкунова, Лев Лещенко, Алла Пугачёва, Анна Герман... С Магомаевым, кстати, была связана забавная история. Дело в том, что раньше я принимал артистов в клинике. Но Муслим Магомаев с Тамарой Синявской буквально "взбаламутили" всю областную больницу – от желающих получить автограф не было отбоя. После этого случая артистов в медучреждение я решил не допускать, выезжая на помощь сам.

– А как это происходит? Вот приезжает звезда, и вас приглашают ее осмотреть?

– Ну, допустим, едет кто-то из артистов. Концерты тогда шли по линии филармонии. Звонят мне из филармонии и, к примеру, говорят: "Павел Александрович, тут проблема, срочно требуется ваша помощь. Приехала Алла Пугачёва, у нее что-то с голосом, а на три дня подряд запланированы концерты". Естественно, я понимаю, что выступления срывать нельзя, – тут же приезжаю. Ну а дальше всё просто: осмотрел, сделал всё необходимое, чтоб она смогла выйти на сцену и отработать программу. Я, разумеется, присутствовал в зале – для меня важно наблюдать за результатом своей работы. 

Это давно было, когда Алла Борисовна еще только начинала свою певческую карьеру. И дальше я к ней каждый день приезжал перед концертом и оказывал необходимую помощь для того, чтобы она не сорвала гастроли в Иванове. 

Такая же ситуация с другими артистами. Когда импресарио спрашивают: "Дайте совет, а что нам в другом городе делать?", ответ один: искать фониатра. Иного и быть не может, ибо каждая ситуация уникальна. Вот с той же Пугачёвой пришлось перепробовать много вариантов, подбирая подходящее лечение.

– Артисты – люди благодарные?

– Все по-разному. Но когда сталкиваешься с человеческой порядочностью и благодарностью, это очень приятно. Вот, к примеру, к моему первому юбилею Лев Лещенко прислал телеграмму от артистов эстрады. Естественно, это крайне трогательно, и я храню ее до сих пор.

Голос – орудие труда каждого пациента

– А хобби, немузыкальные, у вас имеются?

– Мое детство прошло в деревне. И, конечно, я очень люблю природу. Летом стараюсь много времени проводить на даче – я неплохой огородник, люблю землю. У меня всё растет и цветет. Цветы радуют душу и глаз. Вообще, природа как-то делает человека чище.

– Насколько мне известно, вы и к журналистике имеете отношение?

– Всё началось с того, что я несколько лет делал стенгазету в областной больнице и постепенно стал писать в областную прессу – "Ленинец" ("Прямая речь"), "Рабочий край"… (истории Павла Бурова о буднях медработников вызывали нешуточный интерес ивановских читателей. – К. Ш.)

– Правда ли, что ваш день расписан буквально по минутам?

– Так сложилось уже на протяжении многих лет. После приема пациентов в больнице я по средам и пятницами работаю в музыкальном, драматическом театрах и театре кукол: помогаю артистам восстановить голос перед спектаклем. У меня есть небольшой кабинет в театральном комплексе. Там всё, что нужно для приема "голосистых" пациентов: рефлектор (большое круглое зеркало, которым пользуется любой лор-врач), лампа и набор медицинских инструментов для осмотра горла. 

Мои пациенты – люди разные, но "орудием труда" каждого из них является голос. Сам всегда сижу в зале и внимательно слушаю. Партии и роли знаю практически наизусть, тем более что спектакли со всеми составами я смотрю по нескольку раз. 

Но, несмотря на напряженную работу, я еще и сам умудряюсь заниматься вокальным искусством: четверть века пел в хоре Жуковского, 17 лет – в хоре Троицкого. А еще читал лекции в обществе "Знание" о профилактике заболеваний голосового аппарата, активно занимался организацией концертов для медицинских работников. Не раз выезжал на свою малую родину с концертами – привозил ивановских артистов и выступал сам. 

Мне нравится, как кто-то сказал обо мне: дескать, Павел Александрович – "врач с душой артиста и артист с душой врача".

Для справки

Павел Буров родился 1939 году в Сандогоре Костромской области. 13-й, последний ребенок в многодетной семье. Первая запись в трудовой книжке – заведующий Сандогорским сельским клубом. Армейскую службу проходил в Калининграде. Окончил Ивановский медицинский институт. С 1 августа 1969 года трудится в областной больнице. Председатель совета ветеранов учреждения. Почетный донор СССР. Обладатель званий: "Отличник культурного шефства над селом", "Заслуженный деятель русского музыкального общества", лауреат городской премии "Триумф" за личный вклад в развитие культуры и искусства города Иваново. Составитель музыкально-поэтического сборника "Солдаты здоровья России".

Теги: здравоохранение культура