30 октября 2024 14:08
Погода
°
Погода
18+

Алексей Федотов: "Владыка Амвросий обладал удивительным даром…"

15 января 09:22 Андрей Гладунюк

Профессор Алексей Федотов рассказывает о своей новой книге

Алексей Федотов: "Владыка Амвросий обладал удивительным даром…"

Профессор Ивановского филиала института управления и ИГХТУ, доктор исторических наук Алексей Федотов широко известен не только научной, но и литературной деятельностью. Член Союза писателей и Союза журналистов России, он автор свыше 300 публикаций в периодических изданиях и ряда художественных произведений, в том числе повестей и романов.   

Только что вышла из печати новая книга Алексея Федотова "Архиепископ Амвросий (Щуров): из истории рода". Само название говорит о необычности жанра, но, хотя это не художественное произведение в общепринятом смысле, многие страницы читаются как захватывающая повесть. Потому что судьба архиепископа Амвросия, которого добром поминает в Ивановской области не только его многотысячная паства, но и люди, еще не пришедшие к Церкви, – его биография и семейные корни были по-настоящему интересны.

Лучше всего об этом расскажет сам автор книги – на презентации, которая состоится в среду, 17 января, в областной научной библиотеке (г. Иваново, пр. Шереметевский, 11).  Начало в 15 часов.

О том, что побудило Алексея Александровича взяться за эту тему, что предшествовало написанию книги, он поделился с Известно.ру.

– Алексей Александрович, что стало для вас толчком к написанию этой книги – теперь, спустя годы после ухода из жизни владыки Амвросия? 

– Это уже четвертая моя работа на эту тему. Мысль о первой книге, посвященной жизненному пути архиепископа Амвросия, появилась вскоре после его кончины (8 ноября 2016 года). И уже в 2017-м двумя изданиями, в Иванове и в Москве, вышла книга "Я возжелал заповедей Твоих". В ее подготовке участвовали около 50 человек из четырех стран: государственные деятели, архиереи, священники, ученые, военные, деятели культуры, прихожане, представители других конфессий. В эту книгу вошли и проповеди и статьи самого архиепископа Амвросия, биографический очерк о нем, фотоматериалы.

Затем в 2000 году, к 90-летию со дня рождения почившего архиерея вышел альбом "Архипастырь. Памяти Почетного гражданина Ивановской области и г. Иваново архиепископа Амвросия (Щурова)". В 2022 году был издан сборник документов и материалов, в который вошли документы из его личного архива, архива Московских духовных академии и семинарии, его дела, хранившегося у уполномоченного Совета по делам религий при Совете министров СССР по Ивановской области, воспоминания о нем…

В этих изданиях делались первые попытки рассказать не только о самом архиепископе Амвросии, но и о его семье – родителях, братьях и сестрах. Однако информация была неполной, не шла дальше родителей. Сейчас же обращение к архивным документам дало возможность проследить по некоторым линиям его предков до 1688 года.

Книга, вышедшая сейчас, по сути, посвящена истории рода архиепископа Амвросия (Щурова) в основном по отцовской линии; изучение истории его рода по материнской линии ждет исследователей, которых заинтересует данная тема.

– Среди ваших многочисленных научных и литературных работ были ли такие, что также строились на изучении родовых корней той или иной личности или затрагивали эту тему?

– В 2021 году у меня вышла книга, посвященная истории моего рода. Наверное, пока это всё. А вот книг, посвященных конкретным личностям – священнослужителям, ученым, деятелям культуры, где я выступил в качестве редактора-составителя, в каких-то один, в других с кем-то совместно, вышло уже немало. Например, вместе с В. Ивановым мы подготовили два издания книги о протоиерее Николае Винокурове, совместно с профессором А. Гагуа – о профессоре Р. Евтихове, отдельные сборники были посвящены памяти профессора Н. Коровина, заслуженного работника культуры РФ А. Жуковского, протоиерея Виктора Гаврилова.  

– Ваши изыскания, касающиеся биографии архиепископа Амвросия и, особенно, его предков в Тверской губернии, наверняка заняли много времени, потребовали кропотливой работы в архивах. А нужны ли столь дотошные подробности? 

– История рода человека позволяет лучше понять и его личность, мотивы тех или иных его поступков. Исследование показало глубокую связь предков архиепископа Амвросия с Кашинским уездом Тверской земли.

Крестьянские корни оказали большое влияние на формирование личности иерарха. Как он сам впоследствии отмечал, "всегда отличался хозяйственным духом". Хотя он и уехал из родной деревни достаточно рано – в 1948 году, когда ему было 18 лет – для поступления в Московскую духовную семинарию, а до начала Великой Отечественной войны некоторое время жил в Москве с матерью Александрой Устиновной и старшим братом Дмитрием, деревенский быт остался для него наиболее понятным. Связанное с ним отсутствие бытовых удобств его не напрягало. Как впоследствии вспоминал архиерей о периоде своего служения в первом его храме в селе Толпыгино в Приволжском районе, "в корыте я мылся 12 лет". Когда митрополит Антоний (Кротевич) перевел отца Амвросия в Преображенский кафедральный собор в Иванове, то священник "всё время хотел перевестись из собора обратно в село". Когда же он был призван к архиерейскому служению, то небольшой в то время дом Ивановского епархиального управления, который стал и его домом, "первое время казался очень пустым. Никак не мог к нему привыкнуть".

Глубокое понимание психологии деревенской жизни, отсутствие страха перед ней, стали причинами того, что, когда в 1990-е годы появилась такая возможность, во время служения архиепископа Амвросия управляющим Ивановской (с 2002 года Иваново-Вознесенской) и Кинешемской епархией в Ивановской области были открыты многие храмы, находившиеся в малонаселенных и заброшенных населенных пунктах, "нерентабельные", казалось бы, с практической точки зрения, но в некоторых случаях ставшие крупными духовными центрами – как, например, восстановленные фактически из руин древние монастыри в селах Введенье и Дунилово Шуйского района, Тимирязево Лухского района.

– Какие моменты в биографии владыки Амвросия показались вам удивительными, неожиданными, может быть, трудно объяснимыми? 

– Все переломные моменты в его биографии трудно объяснить с бытовой точки зрения. Он родился в нерелигиозной семье, но в ранней юности сам осознанно просит священника, чтобы тот его крестил; а вскоре и вовсе поступает в духовную семинарию, делая шаг в совершенно незнакомый ему до этого мир. Уже будучи иеромонахом, служит в небольшом селе, где его замечает новый архиерей – митрополит Антоний – и не только переводит в Преображенский кафедральный собор в Иваново, но и пишет первое представления на его рукоположение в сан епископа, в то время оставшееся без последствий. Свыше десяти лет службы настоятелем в соборе, в том числе пять лет в крайне сложных психологически условиях, а затем новый архиерей – архиепископ Иов (Кресович) – вновь рекомендует его как кандидата в епископы, и в этот раз всё получается.

Почти 30 лет – с 1977-го по 2006 год – епископ, а с 1991 года архиепископ Амвросий был управляющим епархией, дольше всех ивановских архиереев, единственный из них стал Почетным гражданином и региона и областного центра, был награжден не только многими церковными орденами, но и государственными орденами "Дружбы" и "Почета". Есть люди, которые "рвутся", стремятся что-то сделать, но у них ничего не выходит. А владыка Амвросий не "рвался", но у него получалось очень многое из того, о чем до этого говорили, что это невозможно, как, например, об открытии некоторых монастырей или семинарии в Ивановской области.

– Что особенно запомнилось вам из личного общения с героем вашей книги?

– Владыка Амвросий обладал удивительным даром с любым человеком разговаривать так, как будто перед ним самый главный человек в его жизни. И, будучи управляющим епархией, в составе которой одних юридических лиц было свыше двухсот и везде свои вопросы, требующие реагирования, и будучи на покое, когда здоровье вносило свои ограничения в его деятельность – везде и всегда он не жалел времени на "простых" людей, мог часами разговаривать с ними, поддерживая, наставляя. В то же время очень ценил время; помню, у него в кабинете было много часов. И на пустые разговоры даже с "сильными мира сего" ему было жалко времени. Он доверял людям, старался всегда дать человеку шанс себя проявить. Поэтому и стало возможным открытие при нем 12 монастырей, свыше 100 приходов, духовной семинарии в Ивановской области. А если кто-то оступался, то он старался дать человеку и второй, и третий шансы, хотя за это его некоторые и критиковали.

– Многие ваши книги переведены на другие языки, в том числе "экзотические" для нас китайский, калмыцкий… Ждет ли такая же участь книгу о родовых корнях архиепископа Амвросия? 

– Думаю, это книга скорее для ограниченного круга читателей, поэтому вряд ли будут ее переводы. В тоже время живой интерес к ней я заметил сразу, как только она вышла в свет. Сейчас люди интересуются историей личности, рода; много тех, кто изучают свои родословные. Поэтому интерес к книге определяется еще и этим.

– В начале беседы вы упомянули, что родовое древо своей семьи тоже исследовали…

– Да, как я уже говорил, даже вышла книга. И это исследование тоже дало мне возможность что-то лучше в себе понять, увидеть какие-то параллели. Например, мой дед по линии отца, Павел Иванович Федотов, около десяти лет служил в армии, затем с 1947-го по 1970 год в органах МВД СССР в Иванове. Казалось бы, где его деятельность, а где моя? И в то же время в разные периоды он был заместителем начальника по политчасти Школы младшего командного состава военизированной пожарной охраны, заместителем начальника по политчасти Учебного отряда ВПО МВД и там же – старшим преподавателем. То есть должности, в какой-то мере параллельные моим нынешним (заместитель директора Ивановского филиала Института управления и профессор кафедры истории и культурологии ИГХТУ)… Дед был способным и властным человеком, но в силу жизненных обстоятельств не сумел получить то образование, какое ему хотелось бы. Как он считал, из-за этого ему и не удалось сделать карьеру: и в армии, и в МВД он не пошел выше звания капитана.

Наверное, его желание, чтобы я стал ученым, как-то на меня повлияло. Не думаю, что только из-за него, но ведь после вечерней школы я закончил институт, а после института защитил две кандидатских и докторскую диссертации, хотя это было непросто…

– Возвращаясь к герою книги, давайте подведем итог разговору… 

– В заключение я хотел бы сказать, что значение личности архиепископа Амвросия выходит далеко за пределы Ивановской области, с которой было связано его священническое и архиерейское служение, и только после его кончины оно начинает осознаваться.  Также и его духовное наследие имеет большее значение, чем это казалось многим при его жизни, и его еще только предстоит раскрыть. Об этом свидетельствует ряд вышедших с момента его перехода в вечность книг и научных статей, в том числе в ваковских (то есть включенных Высшей аттестационной комиссией РФ в перечень изданий для публикации результатов диссертаций на соискание докторской и кандидатской ученых степеней.Ред.) журналах, презентации книг его памяти в Москве, Санкт-Петербурге, Иванове, Костроме, Элисте, выступления с докладами, посвященными его деятельности на научных конференциях. Обращение к его жизни и служению ряда художников и писателей, которых они вдохновили на создание художественных произведений, также свидетельствует об этом.

Теги: культура