У директора по качеству одного из крупнейших машиностроительных предприятий Ивановской области Валерия Власова необычное хобби. Уже несколько лет он создает уникальные ароматы, способные погрузить в личные воспоминания. О своем увлечение он рассказал корреспонденту "Ивановской газеты".
– Валерий Валерьевич, ведь ваша работа совершенно никак не пересекается с парфюмерией…
– Да, абсолютно никак. У меня два высших образования по специальностям "Динамика и прочность машин" и "Антикризисное управление". Сам я с Урала, начинал работать на Челябинском кузнечнопрессовом заводе. В 2022 году по приглашению приехал на работу в Иваново, занял должность директора по качеству на крупном машиностроительном предприятии.
– А когда и с чего началось увлечение духами?
– Мои дедушка и отец были большими поклонниками парфюма. При этом дед работал начальником лесозаготовительного производства, отец – главным инженером. Откуда у этих суровых мужчин появилась такая любовь к ароматам, не могу даже представить. Но они собирали целые коллекции, причем не тех одеколонов, которые продавали тогда в наших магазинах, а старались доставать заграничные – из Румынии, ГДР, Франции, Сирии, Египта. Покупали в каких-то подпольных московских лавках, заказывали через барыг, моряков дальнего плавания, командированных за большие деньги. Я представляю, как сложно это было в те времена.
Поэтому хороший парфюм в моей жизни присутствовал лет с трех. Но отца и деда я переплюнул: они не создавали ароматы сами, а я этим увлекся в начале 2000-х, тогда появились сетевые магазины, где можно было многое купить из заграничного масс-маркета. Начали появляться и островки элитной парфюмерии – на более взыскательный вкус, то, что для простого обывателя может быть непонятно. Хотя мир ароматов настолько разнообразен, что хороший можно купить и за совсем смешные деньги. Например, в магазине распродаж, которые обычно обхожу стороной, однажды я нашел очень интересный аромат за 180 рублей – необычный, с претензией на дорогую парфюмерию. Не знал бы цену, предположил, что стоит тысяч 20.
С 2021 года я начал пробовать создать свои ароматы. Заказывал в интернет-магазинах различные эфирные масла, синтетические молекулы. Курсы я никакие не проходил, потому что хорошее обучение стоит неадекватных денег, от 180 тысяч до полумиллиона. Изучил тему в интернете.
– Из каких компонентов состоит парфюм и что нужно для его создания?
– У меня дома кустарное производство, так как это просто хобби, никак монетизировать его я не планирую. Использую шприцы, пипетки, мерные тары, пробирки, атомайзеры (флакон для духов с распылителем. – К. К.). Компоненты смешиваю, когда семьи нет дома, потому что ароматы очень сильные. Главное – ничего не пролить. Одна капля концентрата может пахнуть потом месяцами. Само смешивание занимает часа полтора-два, потом тщательно проветриваю комнату. Конечно, хотелось бы иметь для этого свой кабинет с вытяжкой, но пока его нет.
Цены на компоненты очень разные, начинаются условно от нескольких сотен рублей за пять миллилитров и стремятся в бесконечность, в зависимости от уникальности. Основа парфюма – либо неспиртовая, либо спиртовая база (специальный хорошо очищенный 96%-ный спирт). Я использую спиртовую – с ней проще, и духи не портятся. Добавляются синтетические молекулы или натуральные эфирные масла – тоже специальные (если использовать дешевые, например для бани, парфюм получится очень грубым).
Обязательно добавляется диффузор – жидкость, которая вступает с маслами в химическую реакцию и "растягивает" их. Благодаря этому у аромата появляется шлейф. Фиксатор аромата отвечает за его "долговечность" – чем его больше, тем дольше живет запах на коже. Он помогает экономить на эфирных маслах. И последний компонент – антиокислитель, он бережет аромат, защищая его от воздействия кислорода. Есть еще специальные жидкости, которые "умеют" изменять ароматы, преобразуя их. Например, запах любимого мною ладана может стать свежее.
Конкретно. Парфюмерия делится на два вида: масс-маркет и нишевые, или селективные, ароматы. И дело тут не в цене. Первая категория использует "массовые" ароматы, которые нравятся большинству: акватические (от "аква" – вода), цитрусовые, свежие, легкие цветочные ноты... Это могут быть как брендовые духи с высокой стоимостью, так и дешевая туалетная вода. Нишевые ароматы нравятся далеко не всем, часто они уникальны и созданы для "продвинутых" ценителей, готовых экспериментировать. Стоят, как правило, дороже масс-маркета.
– Сколько ароматов вы уже создали?
– Вариантов было очень много, но из тех, что мне нравятся и работа над которыми продолжается, я выделю три аромата. Они абсолютно не массовые, ближе к селективной парфюмерии.
В гурманском аромате есть кондитерская сладость, запах свежего теста и выпеченного хлеба, вишневые и ванильные ноты – всего около 20 компонентов. Он сладкий, но не "липкий", навевает воспоминания о маминых пирогах с корицей. Но чтобы оттенить этот аромат, я добавил туда пряную ноту табака.
Второй аромат – на основе ладана, трех его видов: лаосского, оманского и индийского. В нем амбровые ноты, миро, сандал, пачули, цветочные ноты, османтус, молекула дыма, воска – как от церковных свечей, запах сена. Через два часа на коже он пахнет так, будто человек только что вышел из церкви.
Третий аромат похож на второй, в базе там тоже ладан, но я добавил молекулы земли, лист томата, травяные и древесные ноты и в конце – нота озона. Он такой осенний, холодный, напоминает о временах, когда в конце лета сгребаешь на огороде ботву овощей, листья, собираешь упавшие яблоки, и уже завалил ими весь коридор в старом бабушкином доме в деревне. Как и первые два, это достаточно тяжелый аромат.
– Вы так необычно, сюжетно описываете ароматы. Парфюмерия для вас – это способ путешествия?
– Верно! Парфюмерия – проводник в творчество, она позволяет с помощью одного вдоха переместиться в самые необычные места, где я никогда не был и, наверное, вряд ли побываю. Вдыхаешь аромат – и оказываешься на другом конце земли, во влажных джунглях, где прячется тигр, или несешься по выжженной земле на дорогом автомобиле с кожаными сиденьями, или пьешь кофе в пустыне с бедуинами. Я представляю так сюжетно, осязаемо, практически каждый аромат, и это "путешествие" в моей голове – то, ради чего я создаю и слушаю ароматы.
– Для своих домашних, например для жены, создаете ароматы?
– Жена, мама, бабушка довольно прохладно относятся к парфюму. Супруга пользуется уже готовым, покупным ароматом, самым дорогим в моей коллекции, – он пахнет воздухом марокканской пустыни. Я пробовал создавать парфюм для нее, но пока ничего не заходит. База моих ароматов – это ладан и его модификации, а он ей, видимо, не по душе.
– У вас большая коллекция ароматов?
– Около трех десятков – это те, которые приобретал готовыми. Я не собирал коллекцию целенаправленно – покупал то, что нравится. Зимой использую более тяжелые, пряные ароматы, которые хорошо раскрываются в холоде, оживают, расцветают, шлейфы становятся более звонкими. Есть один аромат, который я ношу только в дождь: он цитрусовый, древесный, но в нем есть ярко выраженная нота сырой земли. Зимой он не звучит, умирает от холода, а летом, в дождь раскрывается отлично, и кажется, что весь мир только этим и пахнет.
Как правильно выбрать аромат. Универсальных правил, по словам Валерия Власова, не существует. Даже деление на мужскую и женскую парфюмерию есть только в масс-маркете, селективная парфюмерия этого не признает. Поэтому главное, чтобы аромат нравился. Но важно не покупать парфюм сразу, стоит "послушать" его несколько раз, взять с собой блоттеры (бумажные полоски). Если аромат нравится, но он очень дорогой, можно покупать "отливанты" или "на распив" – когда из большого флакона духи разливаются на несколько маленьких. Не используйте аромат слишком густо, двух-трех нанесений вполне достаточно.
Хранить парфюм, которым не пользуетесь постоянно, нужно в темном месте. Но за пару месяцев духи точно не испортятся. А вот в ванной держать не рекомендуется – влажность очень вредна.
Ксения КАБАНОВА