14 июня 2024 02:22
Погода
°
Погода
18+

"Свет России" в Париже показал ивановский художник

8 июля 2022 13:46 Елена Паргина

Родом из Фурманова, живописец, окончивший Ивановское областное художественное училище Малютина, а затем МГАХИ им. Сурикова, Олег Журавлев создает и курирует различные международные проекты по популяризации русской живописной традиции, программ развития русского реализма за рубежом (Италия, Болгария, Кипр, Нидерланды, США, Франция и др.).

Известен как руководитель масштабных, международных в том числе, пленэрных проектов Фонда социально-культурных инициатив Светланы Медведевой.
На стендах Русского дома в Париже представлены картины из цикла «Россия, её природа и достопримечательности», в котором одно из главных мест занимают виды малой родины художника: Фурмановский район, Плёс, где жил и работал И.И. Левитан. Олег Журавлев является автором таких тематических циклов, как «Москва», «Крым», «Суздаль» и «Дивеево», с которыми Русский дом в Париже планирует продолжить знакомить своих зрителей в будущем.

- Олег, почему на Западе востребован русский реализм?

- Выставка организована по линии «Российского фонда мира» (пользуясь случаем, выражаю признательность руководителю Ивановского регионального отделения Галине Азеевой). Русская пейзажная школа позволяет создать образ, который трогает душу, очищает и дает ощущение истинности и былинности, она гармонизирует людей, дает психологическую защиту от часто агрессивной социальной среды. Через любовь к малой Родине остается и передается на холсте связь поколений, чувство правды, понимания себя в этом сложном, быстроменяющемся мире.
Умение манипулировать людьми зашло очень далеко. На интеллектуальном поле сейчас правду трудно отыскать, поэтому люди, перенасытившиеся благами цивилизации, тянутся к искусству реализма в поисках подлинного, живого. Хорошо бы найти хотя бы 5 минут в день на размышления о «смысле жизни», сфокусировать луч внимания на образе мечты, подумать над вечными категориями.
Многие ищут вдохновение в текущей социальной драме или создают визуальные повторы конкретных мест. Но иногда лучше сделать фотографию, видео, чем заниматься «репортажной» живописью. Искусство всегда отражает время и должно нести более обобщенные смыслы. Сейчас в мире фейков и бурного расцвета сферы дизайна есть огромный запрос на правду, камертон подлинности, живой контакт.
Именно реализм я называю современным искусством, а не всяческие инсталляции и арт-шоу, когда краской заливают холст, катаются по нему. Вся развлекуха – это про бизнес, а не про искусство, которое – игра вдолгую. Искусство – работа души.

- В Иванове есть фестиваль «Первая фабрика авангарда». Значит, вы не поддерживаете такие инициативы?

- Если фестиваль завоевывает грант, значит, у него есть и сторонники. Нельзя сказать, что один цвет лучше другого, важны сочетание, взаимодействие. В этом смысле я за полифонию, но также выступаю против перекосов и мнения, что только это и есть современное искусство. Авангард – это такой опыт в искусстве, который уже был. Закон цикличности возвращает нас к вечному направлению. Для меня Иваново – это родина мощнейших имен реализма. Константин Мефодьевич Максимов – основатель школы реализма в Китае. Величина, сравнимая с Павлом Дмитриевичем Кориным.

- Где, кроме Парижа, можно посмотреть ваши работы?

- В Иванове у меня есть мастерская на улице Кудряшова, 80. Здесь, на последнем этаже обычного жилого дома, находятся мастерские, где творили выдающиеся ивановские живописцы и творят по сей день.
Но основная моя мастерская находится в Москве, там и выставка – в первой высотке Москвы на Большом Гнездиковском переулке. Здесь до революций располагалось кабаре «Летучая мышь», редакция журнала, театр, киностудия – место, намоленное Булгаковым и Есениным, а Маяковский посвятил даже стихотворные строки легендарному Дому Нирнзее.
Но в мастерских нет времени долго находиться. Поскольку я пейзажист и член географического общества, то много передвигаюсь по миру, сейчас больше по России.
Однажды увидел, как на пашню села стайка журавлей, достал холст, пишу и вдруг замечаю рядом воинское захоронение – получилась аллегория.

Вот такие моменты помогают найти решение для идей, которые давно живут в голове, создать образ. А иногда наоборот: наблюдаемое даёт импульс для новых замыслов.
Хочу воспеть великую Волгу и ищу для этого локации. Если ваши читатели мне подскажут такие уголки, буду признателен. Связаться со мной можно "ВКонтакте".

Теги: сельское хозяйство культура