24 апреля 2024 16:32
Погода
°
Погода
18+

Спрос на новые авто резко притормозил

9 апреля 2021 10:05 Лилия Сухарева

Продажи новых автомобилей в России в первом квартале 2021 г. снизились на 2,8%, а в марте – на 5,7%, подсчитали аналитики Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). После осеннего бума машины в автосалонах появились "в почти достаточном количестве", но развитие рынка сдерживают выросшие цены и временная заморозка госпрограмм льготного автокредитования, сообщили Известно.ру представители ивановских дилерских центров.

Машины вернулись в автосалоны

По данным аналитиков АЕБ, несмотря на общую тенденцию к снижению спроса, продажи по разным маркам различаются. В марте 2021 г. россияне приобрели на 49,6% меньше автомобилей Mitsubishi по сравнению с мартом 2020 г., на 24,6% – Nissan, на 23,2% – Mazda, на 18,3% – Toyota, на 14,5% – Reno.

Снижение продаж по большинству иномарок не связано с дефицитом, который возник осенью 2020 г. на фоне ажиотажного спроса. Машины на складах появились "в почти достаточном количестве", сообщил Известно.ру председатель ивановского отделения "Опоры России", представитель дилерского центра Renault "Автотехцентр" Василий Скворцов.

По словам представителей ивановских дилерских центров, выбор цветов и комплектаций не такой внушительный, как год назад, но подобрать автомобиль из наличия можно. Острый дефицит сохранился лишь по отдельным производителям. Пустуют склады KIA, при этом, согласно данным АЕБ, продажи этих иномарок в первом квартале даже незначительно выросли. Об отсутствии дефицита 5 апреля также сообщал глава Минпромторга России Денис Мантуров, по словам которого ситуация с нехваткой автомобилей в российских дилерских центрах носит штатный характер.

Цены растут, а банки не выдают льготные кредиты

По мнению Скворцова, снижение продаж вызвано двумя основными причинами. Во-первых, приостановкой программ льготного автокредитования "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль", которые позволяют получить скидку на первый взнос при покупке нового автомобиля российского производства. "При средней дилерской марже от 2 до 4% государство дает клиенту 10%. Это существенная помощь, поэтому программа безусловно влияет на спрос", – рассказал Скворцов. Ивановцы покупали с привлечением льготных кредитов до 30% автомобилей марки Reno и до 50% – Lada.

Банки прекратили выдачу кредитов в связи с задержкой государственного финансирования в феврале. По словам Скворцова, автосалоны ждали, что госпрограмма возобновит работу с 1 апреля, но этого не произошло. При этом в начале апреля из-за инфляционных ожиданий вновь оживился вторичный авторынок.

Вторая причина снижения спроса – подорожание автомобилей на 3–5% с начала осени. По данным Росстата, средняя стоимость отечественного автомобиля за год с февраля 2020 г. по февраль 2021 г. выросла с 578 006 руб. до 628 056 руб., иностранного – с 1 082 817 до 1 176 578 руб. "Цены повышаются у всех, но они еще не догнали ни рост курса валют, ни изменения стоимости на рынке металлов и пластика", – прокомментировал Скворцов.

"Покупательский интерес несколько снижается по мере роста цен, в некоторых случаях по-прежнему наблюдается дефицит в предложении определенных моделей. Неопределенность с повышением утилизационного сбора также не помогает рынку", – цитирует пресс-служба АЕБ слова председателя комитета автопроизводителей Томаса Штэрцеля.

Ивановцы стали чаще покупать машины за наличку

Вопреки общей тенденции снижения продаж некоторые марки пользуются у россиян повышенным спросом: в марте почти вдвое увеличилось число договоров по Chery, на 85% – Geely, на 77% – Haval. Стабильный интерес к автомобилям Lada, занимающим 22% рынка: продажи выросли на 3%. Топ самых продаваемых в России моделей рейтинга АЕБ возглавляют Lada Granta и Lada Vesta.

За год отечественные авто подорожали примерно на 50 000 руб., сообщили Известно.ру представители ивановских дилерских центров Lada. Lada Vesta в минимальной комплектации сейчас стоит 713 000 руб. Структура спроса не изменилась, увеличился лишь интерес покупателей к новым модификациям.

Почти не отразилась на продажах даже заморозка выдачи льготных кредитов. Клиентов, которые отложили покупку в ожидании господдержки, немного. "Те, кому нужна машина, всё равно идут и покупают", – рассказал Известно.ру начальник отдела продаж "Автоэкспресс" Ильгар Шакиров.

Единственное существенное изменение, связанное с приостановкой программ, – сокращение объемов кредитования. "Доля покупателей с кредитом снизилась. Клиенты стали чаще приобретать автомашины за наличный расчет", – прокомментировал Шакиров. Продажи в кредит упали примерно с 50 до 40%, уточнил Известно.ру руководитель отдела продаж компании "Иваново-Лада" Николай Фролов.

Подорожание автомобилей продолжится

По оценке Фролова, ситуация с наличием новых машин продолжит стабилизироваться, а цены – расти. "Рост цен будет наблюдаться до конца года. Металлы выросли на 70–80%, этот скачок будет долго и постепенно отрабатываться на ценах на автомобили. Но в целом мы ждем повышения спроса, потому что апрель – один из самых высоких месяцев в году на авторынке", – дал прогноз Василий Скворцов. Автодилеры также надеются на возобновление в конце апреля – начале мая государственной программы.

Аналитики АЕБ отмечают, что в ближайшие месяцы рынок продемонстрирует ожидаемый рост, но цифры не смогут передать реальную ситуацию. При анализе придется сравнивать показатели 2021 г. с наихудшим периодом в истории автопрома в начале пандемии коронавируса.

Известно.ру писал, что в августе взлетевший спрос на новые автомобили опустошил ивановские автоцентры. Выставочные залы автодилеров стояли почти пустыми, падение складов доходило до 85%.

В начале 2021 г. в Ивановской области дорожает бензин: стоимость АИ-92 выросла на 1,6 руб., следом идет АИ-95 – на 1,43 руб., и дизельное топливо – на 79 коп.  

Теги: транспорт экономика