20 апреля 2024 11:55
Погода
°
Погода
18+

Прошло итоговое заседание суда по делу педиатра Яровиковой

30 октября 2020 17:07 Лилия Сухарева

В пятницу, 30 октября, в Иванове состоялось итоговое судебное заседание по резонансному делу педиатра детской поликлиники № 10 в Иванове Любови Яровиковой. В последнем слове врач просила суд о справедливом решении. Судья огласит приговор 5 ноября, сообщила Известно.ру адвокат потерпевшей стороны Екатерина Батягина.

Следователи предъявили Яровиковой обвинение в "неоказании помощи" восьмилетнему мальчику, который скончался через несколько часов после проведенного ею осмотра на дому. Адвокат Любови Яровиковой Анна Коткова настаивает на невиновности подзащитной. Родители детей, которых наблюдает Яровикова, подписали петицию в защиту врача.

Дело педиатра Любови Яровиковой длится более двух лет, но получило широкую огласку только осенью 2020 г. В апреле 2018 г. Любовь Яровикова вышла по повторному вызову на дом к восьмилетнему мальчику, осмотрела его, поставила диагноз ОРВИ, дала рекомендации по лечению и, обслужив оставшиеся вызовы, вернулась в поликлинику.

Врач посетила больного около 11:00, а через несколько часов состояние ребенка ухудшилось, после приступа острой боли мальчик потерял сознание. Прибывшие по вызову врачи скорой помощи констатировали смерть. Согласно заключению судмедэкспертов, ребенок скончался от острого миокардита (воспаления сердечной мышцы) – редкого заболевания, которое развилось внезапно как осложнение вирусной инфекции.

Судебно-медицинская экспертиза проводилась дважды. Первый раз в Иванове, а потом в интересах потерпевшей – в Санкт-Петербурге. Но стороны два заключения, не противоречащие друг другу, трактуют по-разному.

Причинно-следственной связи между действиями педиатра и смертью мальчика эксперты не обнаружили. Этот аргумент адвокат Яровиковой считает одним из решающих доказательств невиновности педиатра. Высококвалифицированные эксперты, детский инфекционист и детский кардиолог, по словам адвоката Яровиковой, подтвердили суду, что заподозрить развитие миокардита по имеющимся признакам врач не могла.

В причинах трагедии также разбирались представители регионального департамента здравоохранения, которые подготовили акт ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Согласно документу, лечение ребенка "соответствовало установленному диагнозу и клиническим рекомендациям по острой респираторной вирусной инфекции детей 2018 г. Заподозрить развитие острого миокардита по имевшимся у ребенка на момент осмотра неспецифическим признакам, таким как слабость, тошнота, повторная рвота, головная боль, бледность кожных покровов не представлялось возможным". Ухудшение состояния произошло внезапно, в качестве причины смерти называется тяжесть и характер течения инфекционного процесса с развитием миокардита.

Однако экспертная комиссия также пришла к выводу, что врач "допустила дефекты ведения медицинской документации", полностью не заполнив карту, и не предложила госпитализацию. Представитель родителей мальчика, адвокат Екатерина Батягина считает, что вопрос заполнения медицинской карты не был простой формальностью. Именно неполное заполнение сведений о состоянии больного свидетельствует о том, что осмотр был проведен не полностью, поэтому тяжесть состояния ребенка на момент осмотра врач не определила. В карте нет оценки тяжести состояния ребенка, данных об уровне артериального давления, нет полных характеристик пульса и тонов сердца.

Мама, которая в тот момент разрывалась между тяжело болеющим старшим сыном и шестимесячным младшим ребенком, рассказала Известно.ру, что повторно вызвала доктора неслучайно. Мальчик болел пятый день, принимал антибиотики, но ребенку, по словам мамы, становилось хуже: была рвота, слабость, очень бледные губы и белый язык.

"При адекватной оценке тяжести состояния ребенка на момент осмотра 23.04.2018 г., позволяющей заподозрить осложнения ОРВИ, врачом Яровиковой не предложена госпитализация ребенка в стационар. В случае принятия участковым педиатром Яровиковой Л.В. 23.04.2018 г. около 11 часов решения о незамедлительной госпитализации ребенка в стационар теоретически имелась возможность предотвращения летального исхода", – цитирует судмедэкспертов адвокат Екатерина Батягина в неопубликованном обращении к СМИ под названием "Обратная сторона медали, или Как оправдать себя в глазах людей любыми способами". 

"Понятно, что ребенок пострадал не от действий педиатра. Но если бы он был своевременно госпитализирован, – говорит Известно.ру Батягина, – то у мальчика был бы шанс на жизнь. Когда случился приступ, то к нему подбежала бы не испуганная мама, а врачи и провели необходимые реанимационные мероприятия. Однако Яровикова своим бездействием все шансы ребенка на жизнь напрочь обрубила".

Адвокат Яровиковой обращает внимание на то, что согласно инструкции Союза педиатров, состояние ребенка не требовало лечения в стационаре. Среди показаний для госпитализации возраст до трех лет с температурой выше 38 градусов, неспособность пить, отсутствие сознания, частота дыхания более 30 в минуту, сердечная недостаточность, тяжелое обезвоживание, судороги более 15 минут, дыхательная недостаточность, температура выше 39 градусов в сочетании с вялостью, отказом от еды, воды и сыпью. Все эти признаки на момент осмотра ребенка отсутствовали.

Следователи заняли обвинительную позицию, возбудили уголовное дело по ч. 2  ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей ), но в ходе процесса действия Яровиковой переквалифицировали, усилив тяжесть преступления, на  ч. 2 ст. 124 УК РФ ("неоказание помощи больному, повлекшее по неосторожности смерть больного"). Гособвинение требует для подсудимой два года колонии общего режима.

По словам Анны Котковой, если бы следователи не переквалифицировали обвинение, то срок давности привлечения к уголовной ответственности Яровиковой уже бы истек. Представитель Следственного управления СК РФ по Ивановской области сообщила Известно.ру, что официальных комментариев по делу не будет.

Адвокат настаивает на невиновности подзащитной и намерена добиваться оправдательного приговора. По ее мнению, в России наметилась настораживающая тенденция: следователи при любых тяжких последствиях при лечении детей ищут крайних. "Если бы мальчик умер в машине скорой помощи, виноваты были бы врачи скорой помощи, в стационаре – врачи стационара. Последней его осмотрела педиатр 5 часов назад, значит, виноват педиатр, а то, что состояние ребенка ухудшилось внезапно, никто во внимание не принимает", – комментирует Коткова Известно.ру.

Не верят в виновность Любови Яровиковой и пациенты, создавшие петицию в поддержку врача, которая набрала уже около 1500 подписей. Авторы петиции – супруги Алёна и Артём Коротины. По словам Алёны, все ее знакомые родители детей, которых наблюдает Любовь Яровикова, находятся в шоке от произошедшего и не верят в виновность опытного педиатра. "Да, она человек настроения, но никогда такого не было, чтобы Любовь Владимировна не посмотрела моего ребенка или посмотрела его плохо. Был даже случай, что я экстренно вызывала врача к ребенку с высокой температурой 31 декабря в обеденное время. Она позвонила на мобильный телефон, всё выспросила и через полчаса стояла у меня в дверях. Не могу сказать про нее ничего плохого", – рассказала Известно.ру Алёна Коротина.

Ей вторит мама троих детей Елена Шмарева, привлеченная по делу в качестве свидетеля. "Человек она ответственный. У меня к ней как к педиатру нет никаких претензий", – говорит Елена Шмарева об участковом педиатре. Положительная репутация у доктора с 27-летним опытом работы сформировалась на ресурсе "ПроДокторов".

Мамы, с которыми общался корреспондент Известно.ру, переживают, что врач может получить реальный срок и перестать вести прием в поликлинике. После возбуждения уголовного дела получить консультацию Любови Яровиковой стало гораздо сложнее: много времени у педиатра отнимает участие в судебном процессе, обострились проблемы со здоровьем. "Мы ее сейчас видим на рабочем месте очень редко. Нам ее очень не хватает", – говорит Известно.ру Елена Шмарева.

Пост в защиту Яровиковой написал ивановский педиатр Сергей Бутрий в популярном блоге "Заметки детского врача". Текст начинался так: "Поднимите руки, кто из вас согласился бы работать на своей работе, если бы за ошибку вас легко можно было посадить в тюрьму? Много таких? А врачи работают именно так". Но через несколько дней Бутрий удалил пост, сообщив подписчикам, что "пояснений о причинах этого решения – не будет".

Но пост успел разойтись репостами по медицинским сообществам, по его следам материал о деле Любови Яровиковой опубликовал ведущий российский православный портал "Правмир". Авторы поставили дело Яровиковой в один ряд с резонансными делами в отношении обвиненных в смерти пациентов неонатолога Элины Сушкевич, гематолога Елены Мисюриной, за которыми следит всё медицинское сообщество. Независимое расследование по делу Яровиковой также опубликовало международное русскоязычное издание Meduza.

В то же время мама погибшего мальчика Елена Пухова в разговоре с Известно.ру недоумевает, почему журналисты и общественные деятели так активно взялись защищать педиатра и из ее трагедии "сделали цирк". По ее словам, несколькими месяцами ранее у Елены уже был конфликт с Яровиковой: врач некорректно обвинила женщину, что та слишком часто оформляет вызовы на дом. Мама не понимает, как врач, которая, с ее точки зрения, виновна в смерти ребенка, ни за время следствия, ни за время судебных заседаний не попросила у семьи прощения, а слова соболезнования принесла только один раз – на итоговых прениях 30 сентября 2020 г., при этом обвинив в произошедшем маму мальчика.

Мама мальчика Елена Пухова на итоговом судебном заседании продолжала настаивать на строгом приговоре.

В последнем слове Любовь Яровикова просила суд о справедливом решении, сообщила Известно.ру адвокат Анна Коткова. Если над каждым врачом будет висеть дамоклов меч обвинительного приговора с лишением свободы в случае неожиданной смерти пациента, то работать в сфере здравоохранения станет невозможно. По мнению Яровиковой, учитывая поток пациентов и нагрузку в педиатрии, от подобной ситуации никто из врачей не застрахован. Детей с ослабленным иммунитетом очень много, распознать все заболевания и осложнения сразу невозможно. 

Поддержать врача к зданию суда, по словам Анны Котковой, пришли порядка 20 коллег и родственников, но сотрудники полиции попросили их разойтись, посчитав происходящее несанкционированным мероприятием. Пришедшие стояли в одиночных пикетах с меняющимися плакатами: "Не стреляйте нам в спину, мы на передовой", "Мы за Любовь!".

Теги: коронавирус право здоровье здоровье общество