На исходе уже два летних месяца, а выпускники-2020 никак не расстанутся со школой. Экзаменационная кампания в этом году растянулась на рекордный срок. Негатива в ней было много – неопределенность сроков, жара за 30 градусов, скандалы из-за слишком сложных заданий. Но ее результаты удивляют всех и бьют рекорды успешности: в Ивановской области по результатам семи экзаменов из 14 уже 43 стобалльных результата. В 2019 г. их было всего 33. Как выпускники, родители, учителя и организаторы переживают самую непростую с момента введения ЕГЭ кампанию, Известно.ру поинтересовалось у начальника департамента образования Ольгой Антоновой.
– Кампания-2020 –непростая во всех смыслах. Полагаю, что организовать ее из-за эпидемии было очень непросто...
– На момент начала экзаменов эпидситуация была сложной, поэтому приоритет у нас был один – обеспечить безопасность детей. Все технологические моменты, о которых мы очень заботились в прошлые годы, как-то сами собой отошли на второй план. И техника нас не подвела: не было ни сбоев, ни серьезных внештатных ситуаций, как в прошлом году. Наверное, повлияла какая-то особая энергетика ситуации. Произошел лишь один небольшой казус. В Тейкове в одном из пунктов проведения экзамена (ППЭ) внезапно погас свет – было аварийное отключение электроэнергии во всем городе. Но до конца экзамена оставалось совсем немного времени, да и аварию устранили быстро. Экзамен не был сорван.
– Не было ли случаев заболевания коронавирусом?
– Видите на моем столе эту огромную папку документов? Это инструкции, более 300 листов, которые мы с коллегами из регионального центра оценки качества образования специально написали для участников экзамена. И эта бумажная работа, внимание к мелочам дали результат: никто не заболел. И только одного ребенка мы не допустили к экзамену из-за температуры. В аудиториях тщательно обрабатывалась каждая поверхность. На каждом экзамене дети бесплатно получали маски, организаторы – маски и перчатки, так как Роспотребнадзор не разрешил перейти на кожные антисептики. И учителя, несмотря на дискомфорт, стойко приняли правила игры.
– Правда ли, что в этом году за школьниками следила умная нейросеть, которая вычисляла тех, кто списывает?
– Это система "СмотриЕГЭ", сайт, на котором идет прямая трансляция со всех камер в ППЭ, и которая в онлайн-режиме анализирует поведение школьников и организаторов экзамена. Доступ к трансляциям есть только у специально обученных общественных наблюдателей. Если что-то вызывает сомнение, операторы размещают на сайте так называемые "черные метки": например, "подозрение на шпаргалку". Сигналы передаются в штаб и ППЭ, члены комиссии присматриваются к ребенку, который попал на карандаш. В этом году ни одна "черная метка" не подтвердилась.
– Работы школьников действительно проверяются на подлинность почерка?
– Да, но это не нововведение, а обычная практика. Если при проверке работ эксперты подозревают, что работа написана разными почерками, то мы можем запросить другие работы школьника и даже его тетради из школы. Хотя в нашем регионе ни одно такое подозрение ни разу не подтвердилось. Почерк – это очень интересная тема. Представитель Рособрнадзора как-то рассказал нам показательный случай, который произошел в одном из регионов. У одного из выпускников все экзаменационные работы были написаны разными почерками. Молодого человека всерьез подозревали в подлоге, эксперты даже заказали графологическую экспертизу. Но она показала, что все четыре почерка принадлежали одному человеку. Всего у этого талантливого юноши было пять образцов почерка, которые он использовал в разных ситуациях.
– Уже известны результаты половины экзаменов и очевидно, что нестандартные условия не снизили баллы...
– Совершенно верно. Нам, конечно, повезло, что начало пандемии пришлось на четвертую четверть, когда основные темы были пройдены. Но в целом, я считаю, любой экзамен – это то, чему ты научился не в 11 классе, а за все 11 лет. Помочь на экзамене может правило, которое ты выучил в четвертом классе. У нас несколько назад был случай на конфликтной комиссии, когда родители и выпускники, которые пришли на апелляцию, сами удивлялись тому, что написано в работе. Один выпускник, отличник, не сумел набрать 100 баллов по русскому из-за ошибки в слове "космонавт". Он его написал через "ф" – космонаФт. Его отец не мог поверить своим глазам, когда увидел работу. Выпускник утверждал, что он такой глупой ошибки сделать не мог. Спрашиваю: "Ваша работа?" – "Моя". "Ваша буква "ф""? – "Моя". Пришлось им согласиться. Но случайной ли была эта ошибка?
– Ребенок, очевидно, был в стрессовом состоянии? Есть мнение, что отличники нервничают сильнее…
– Да, у отличников, медалистов часто завышенный уровень требований к себе и своим результатам. Высокую планку требований к ним предъявляют и родители, и педагоги. Они приходят на экзамен уже в напряженном состоянии, боятся ошибиться, набрать мало баллов. Троечникам в этом смысле гораздо легче: от них никто ничего не ждет, поэтому они пишут работу собранно, спокойно, не боятся провала. И часто набирают больше баллов, чем хорошисты. Приведу еще один пример. Выпускник, тоже отличник, пришел с отцом на апелляцию по истории. Оказалось, что мальчик набрал совсем мало баллов, потому что споткнулся на первом вопросе части С, где требовался развернутый ответ. Занервничал, растерялся и даже не попытался ответить на другие вопросы. А среди других заданий были вопросы о Великой Отечественной войне, например, необходимо было обосновать, почему наша страна победила. В итоге школьник понял, что зря ушел с экзамена, очень расстроился, потому мог дать правильные ответы… Участнику ЕГЭ – как спортсмену на олимпийском маршруте – важно не сойти с дистанции.
– В этом году в России разгорелся скандал после ЕГЭ по химии. Федеральные каналы показывали сюжеты о том, как дети рыдали из-за слишком сложных заданий. У нас были какие-то жалобы?
– Нет, жалоб на экзамен по химии не было. Было письменное обращение одной мамы, которая пожаловалась на слишком трудные тексты по русскому языку.
– Родители сейчас подписывают петиции за отмену результатов ЕГЭ по химии. Как вы считаете, может ли Рособрнадзор принять такое решение? И могут ли регионы, которые получили слишком сложные или некорректно составленные экзаменационные задания повлиять на эту ситуацию?
– Такие разговоры появляются каждый год – то математика была слишком сложной, то биология слишком простой. Но за все время проведения ЕГЭ Рособрнадзор ни по одному предмету не отменил результаты из-за сложных контрольно-измерительных материалов. И, отвечая на ваш второй вопрос, – да, регионы могут повлиять на ситуацию. У нас был исключительный случай, когда ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) по нашему обращению пересмотрел результаты всех российских выпускников по английскому языку. Началось с того, что апелляцию подала девушка, которая утверждала, что одно из заданий было составлено некорректно, и настаивала, чтобы ее ответ зачли. Вслед за ней на апелляцию подали другие выпускники. Когда в департамент образования обратились уже 12 человек, мы собрали экспертов и попросили проанализировать задание. Оказалось, что оно действительно некорректное. Департамент обратился в ФИПИ, вопросом занялись федеральные эксперты, которые вынесли то же решение. В результате всем российским выпускникам добавили за это задание баллы.
– Какой опыт вы извлечете из этой трудной и необычной экзаменационной кампании?
– Во-первых, теперь мы знаем, что ничего невозможного нет. Кампания дала нам опыт подготовки к экзаменам в тяжелых условиях пандемии, когда от организаторов зависело здоровье многих людей. Но самый большой урок мы получили от наших выпускников, которые показали стойкость, оптимизм, веру в свои силы и в итоге справились с экзаменами не хуже предшественников. По итогам семи из 14 экзаменов наши выпускники получили уже 43 стобалльных результата. В 2019 году было 33 стобалльных результата по итогам всех экзаменов.