Ивановский край: Сама-сама-сама!

20 февраля 2022 13:34

Итоги очередной ивановской недели

"Государство – это я!" – по преданию, заявил 16-летний Людовик XIV. И не просто заявил, но и на протяжении всей свой довольно продолжительной жизни (76 лет, при этом 74 – в должности монарха Франции) на деле доказывал высказанный тезис. То есть король-солнце строил Версали и крепости, воевал, обустраивал промышленность, флот, армию, короче, распоряжался немаленькой страной и даже некоторыми сопредельными и отдаленными территориями в меру своего понимания и возможностей, не сильно обращая внимание на желания кого-то другого. Не нам судить, насколько удачно у него вышло осуществить планы. Но интересно, что большинство подданных Людовика и жителей других стран вполне четко понимали, что именно стоит за высказыванием монарха. Выражаясь современным российским языком: "Пацан сказал – пацан сделал".

Понятное дело, сравнивать 17-й век и 21-й, Францию и Ивановскую область как минимум странно, однако по некоторым параметрам можно. И один, который интересует нас сегодня – именно ответ на вопрос "Государство – это кто?". Естественно, есть Конституция Российской Федерации, где юридически корректно сформулировано, как устроена наша страна и каким образом действует власть в ней. Но помимо грамотных ответов, записанных в умных книгах, есть еще и "внутреннее понимание" – свое собственное у любого человека. И весьма любопытно, каков получается ответ на этот вопрос, если не слушать речи, а смотреть на то, что происходит – хотя бы в прошедшую неделю в родной Ивановской губернии.

Пожалуй, самое обсуждаемое событие минувших семи дней, хотя произошло оно в прошлое воскресенье, – гибель семьи на пожаре в Юрьевце. Четыре ребенка и их мать сгорели в доме. Но эхо трагедии сопровождало нас всю неделю. Привычно неравнодушные граждане собирали деньги на похороны семьи. Обыденно вокруг истории с пожертвованиями возникли мошенники, пытающиеся нажиться на этом. Шаблонно было возбуждено уголовное дело. И по нему прозаично были задержаны "двое должностных лиц", которые, видимо, и станут "крайними", то есть которых обвинят в произошедшем. Оставим в стороне степень виновности этих ответственных – пусть с этим разбирается суд. По версии следствия, именно эти лица, в обязанности которых входила профилактическая работа с семьей и осуществление за ней контроля, допустили халатность. Поскольку семья состояла на учете органов по делам несовершеннолетних, а мать из-за недолжного соблюдения родительских прав уже привлекалась к административной ответственности. Однако если вдуматься: а как именно могла одинокая женщина с четырьмя маленькими детьми на руках должно выполнять свои обязанности? Да, очень может быть, что погибшая не вела высокоморальный образ жизни. Но ей точно хватало (или – как ей могло хватить) средств, чтобы достойно всех содержать? Она точно не должна была оставлять детей одних в доме? То есть если что – и в магазин, и в поликлинику, и по любым своим делам она должна была являться со всеми четырьмя? Один – на руках, двое – в коляске, четвертый – пешим строем, ухватившись за юбку? Что именно должны были сделать ответственные лица – не допускать огня в доме? Быть в качестве няньки, если мать уходит на работу? Отобрать детей и отдать в детские дома? Ежемесячно выплачивать необходимую для качественного содержания сумму денег? Наверняка, если хорошенько порыться в наших законах, можно отыскать ряд положений (возможно, даже не сильно противоречащих друг другу), которые могли бы сгладить остроту ситуации. Но если разбираться по сути происходящего в нашей жизни – а чем это противоречит явно витающему в воздухе и порой даже озвучиваемому "Государство не просило вас рожать! Сами нарожали, сами разбирайтесь!". Или государство просило рожать? Рекламируя материнский капитал, на разные лады ужасаясь демографическим проблемам и всякими ответственными лицами более-менее стройно выступая против абортов? Рожать для "себя" или для детских домов, где содержание ребенка обходится для страны гораздо дороже, чем в семье, и из которых выходят, к сожалению, чаще всего не новые Гагарины и Королёвы, а всё те же "неблагополучные элементы"? Трагедия вновь ярко высветила огромную кучу нерешенных и острых вопросов. И судя по всему, в ближайшее время вопросы эти так и не получат ответов, которые можно будет с гордостью громко произносить. И которые не будут расходиться с реальностью. А виновные, точнее, те, кого показательно накажут – конечно, найдутся. Ибо так гораздо проще, чем отвечать на больные вопросы и тем более менять систему. 

Но есть те, кто отвечают на больные вопросы. Поисково-спасательному отряду "ЛизаАлерт" – десять лет. Что это? Это – не государственное объединение неравнодушных людей. Просто те граждане, которые после своей непосредственной работы вместо заслуженного отдыха ищут пропавших – детей, стариков, больных, любых. Добровольно прочесывающие дворы, улицы, леса, болота. Днем и ночью. В любую погоду. Не лежат на диванах, а рвут себе сердце, всматриваясь в лица с ориентировок и вышагивая десятки километров, часто по весьма пересеченной местности. За эти десять лет работы найдены живыми почти 2000 человек, среди них 430 детей. Живыми находят не всех. Иногда не находят вовсе. И продолжают поиски. Не жалуясь, ни на кого не надеясь, не пытаясь переложить ответственность за спасение так, как они его понимают, на грандиозные государственные структуры, которые в общем-то тоже должны заниматься поиском и спасением. Добровольцы не пытаются перестроить эту гигантскую официальную систему, не призывают ее измениться, сотрудничают с ней, но по большому счету рассчитывают только на свои силы. А на них, как на последнюю надежду, рассчитывают те несчастные, истово верящие, что потерявшегося близкого человека можно еще отыскать. И "ЛизаАлерт" ищет – не потому, что получает за это зарплату, не потому, что такая установка от государства, а потому, что – веление сердца и совести. Сами.

Сами себя трудоустраивают всё больше ивановцев. В прошлом году в области появилось больше 5000 новых индивидуальных предприятий. Много это или мало? Пока не так много, но почти на 22% больше, чем годом раньше. Кстати, интересно, что это тенденция не только нашей губернии, но и страны в целом. И это понятно. Обстановка в бизнесе не располагает к тому, чтобы крупные собственники рисковали большими средствами, строя и открывая в наше непростое время какие-то новые фабрики, заводы, фермы. Поэтому, как было отмечено еще Ильфом и Петровым, "спасение утопающих – дело рук самих утопающих". Нет для тебя подходящей работы с достойной зарплатой? И не жди, когда появится! Маловероятно, что дождешься. Крутись сам, открывай хотя бы ИП, вкладывай свои денежки – и надейся на лучшее.

Надеется на лучшее и широкая общественность. Ивановская общественная палата приступила к активной работе. Там выбрали заместителей председателя, утвердили список комиссий и их руководителей и распределились по комиссиям. Так что теперь понятно, кто за что будет отвечать и что курировать. В палате имеется комиссия по здравоохранению и социальной политике, комиссия по развитию малых городов, комиссия по образованию, комиссия по ЖКХ, комиссия по экологии, комиссия по общественному контролю и правовым вопросам. Кроме того, принято решение о создании девяти рабочих групп: по благоустройству, молодежным проектам, спорту, дорогам, устранению цифрового неравенства и др. Ну и, поздравляя членов областной общественной палаты с началом работы, Станислав Воскресенский пожелал новой ОП поменьше бюрократизма. Ну, то есть не уподобляться государственным органам, скованным по рукам и ногам ворохом законов, постановлений и распоряжений, а самим быть активнее, самим смотреть, где еще в жизни губернии имеются недочеты, и самим работать над их полным и окончательным искоренением. Естественно, совместно с чиновниками – они ведь должны быть в курсе, что происходит.

В фильме Эльдара Рязанова "Вокзал для двоих" помимо запутанных взаимоотношений героев Гурченко и Басилашвили, имеется еще колоритнейший персонаж Никиты Михалкова – проводник. Статный и красивый, энергичный и деловой, отлично устроившийся в жизни и жизнью этой вполне довольный. Всё у него получается ловко. И даже короткую остановку поезда он может превратить в маленькое эротическое развлечение. Но только времени мало, поэтому "сама-сама-сама!" – подгоняет он любовницу. Сама прибеги, разденься, сама быстренько запрыгни куда надо и доставь удовольствие проезжающему по своим делам мужчинке… И ведь понятно, что это отнюдь не первый эпизод их взаимоотношений. И лозунг "сама-сама-сама!" постоянно витает вокруг него. К чему вдруг вспомнился этот старый фильм и этот не очень приятный персонаж?

 
 
Полная версия