Теория множественного интеллекта

В 1983 году профессор Гарвардского университета Говард Гарднер, который более 20 лет исследовал одаренных людей и людей с поражениями мозга, ввел понятие множественного интеллекта. Идея Гарднера противоречит представлению о том, что интеллект человека един и находится на определенном уровне, который можно измерить с помощью теста IQ. По мнению профессора, в человеке всегда сочетается несколько типов интеллекта. И любой из них можно развить

Сначала Гарднер выделял семь типов интеллекта, затем девять. Попробуйте найти тот, что преобладает у вас или вашего ребенка:
  • Визуально-пространственный
    Если мы говорим о детях, то это дети-фантазеры. Они обладают многомерным мышлением и воображением, легко ориентируются на местности, хорошо запоминают дорогу, с удовольствием откликнутся на предложение нарисовать карту или поиграть в остров сокровищ. Любят строить, с энтузиазмом собирают пазлы и играют в конструкторы

    Возможно, это будущий:
    • Архитектор
    • Художник
    • Инженер
    • Дизайнер
  • Логико-математический
    Дети, у которых развит этот тип интеллекта, хорошо считают в уме, легко запоминают числа, быстро учатся определять время. Логично рассуждают, понимают, где причина и где следствие, делают разумные выводы. Часто интересуются тем, как что устроено, могут разобрать, а потом собрать какую-то конструкцию. Она не ставит их в тупик, скорее, мотивирует изучить и понять

    Возможно, это будущий:
    • Программист
    • Бизнесмен
    • Экономист
    • Руководитель-стратег
  • Лингвистический
    Детей с развитым типом лингвистического интеллекта отличает любовь к чтению. У них хорошо развита письменная речь, они легко формулируют свои мысли и обладают большим словарным запасом. За счет этого хорошо пишут сочинения, могут аргументировать свое мнение, проявить себя

    Возможно, это будущий:
    • Писатель
    • Журналист
    • Филолог
    • Переводчик
  • Телесно-кинетический
    Такие дети умеют выражать себя и свои эмоции через движение или действие. Спорт или активная игра становится для них способом самовыражения. Когда они танцуют или берут мяч, все остальное уходит на второй план. Ребенок перестает стесняться, забывает о том, о чем переживал, именно в этот момент он открывается и становится собой

    Возможно, это будущий:
    • Актер
    • Танцор
    • Артист балета
    • Спортсмен
    • Модель
  • Натуралистический
    Тип интеллекта, при котором интересен окружающий мир, его природа и многообразие. Ребенку интересно проводить наблюдения, ставить эксперименты, ухаживать за растениями. Ему любопытно, почему вслед за зимой приходит весна, из-за чего на юге теплее, чем на севере, что едят медведи и откуда берется дождь

    Возможно, это будущий:
    • Геолог
    • Биолог
    • Врач
    • Эколог
  • Музыкальный
    Тут все просто: хороший слух, чувство ритма, часто есть голос. Ребенок играет на музыкальных инструментах или интересуется этим. Воображает себя артистом на сцене, устраивает домашние выступления. Часто пишет стихи или песни. Довольно точно повторяет известные хиты, интуитивно попадает в ноты

    Возможно, это будущий:
    • Музыкант
    • Композитор
    • Дирижер
    • Артист
  • Межличностный
    Коммуникация с другими людьми – вот сильная сторона тех, у кого развит межличностный тип интеллекта. Такие дети часто становятся сердцем компании, объединяющим звеном: с ним дружит каждый из группы приятелей, но не каждый из группы взаимодействует между собой. Дети с межличностным типом интеллекта умеют придумывать интересные игры, организовывать походы, от них часто исходит инициатива: «А давайте сегодня…». И все следуют за ними

    Возможно, это будущий:
    • Дипломат
    • Управляющий
    • Политик
    • Руководитель
  • Внутриличностный
    При внутриличностном типе интеллекта ребенок часто тихий и молчаливый, неловко чувствует себя в команде. Он может много времени проводить наедине с самим собой: читать книги, увлеченно мастерить что-то. Время, проведенное в одиночестве, помогает изучить свои эмоции, ценности, убеждения. Возможно, такой ребенок потеряется, если вы попросите его выступить на сцене, зато он напишет сильное эссе. Потому что у него есть свое мнение

    Возможно, это будущий:
    • Психолог
    • Писатель
    • Режиссер
    • Актер
    • Художник
  • Экзистенциальный
    Считается, что этот тип интеллекта, выделенный позже других, свойствен людям изначально. Его суть – изучение вопросов смысла жизни, глобальных целей, мировоззрения

    Возможно, это будущий:
    • Лидер, у которого много сторонников, последователей
Один тип интеллекта обычно преобладает,
два-три других – прослеживаются

И если знаешь, какой тип интеллекта ведущий, можешь эффективно развиваться в других направлениях. Например, в изучении английского логико-математикам помогут карточки и четкая система, кинестетикам – аудиоурок на пробежке, а музыкантам – англоязычные песни

Как развить то, что развито слабо
  • Визуально-пространственное мышление
    Рисовать, изучать предметы искусства, составлять коллажи для вдохновения, прокачивать насмотренность и стиль
  • Логико-математические способности
    Составлять себе планы и расписания, находиться в режиме, изучать устройство конструкций и механизмов, структурировать мысли даже в повседневной переписке, стремиться во всем найти причину и следствие, исходные данные и вывод
  • Лингвистические данные
    Больше читать, смотреть сериалы на иностранных языках, читать вслух стихи, выступать публично, постепенно оттачивая навык убедительной и функциональной речи
  • Телесно-кинетические навыки
    Заботиться о физическом здоровье (физкультура, спорт), развивать баланс, координацию и чувство ритма (танцы). Вести активный образ жизни, участвовать в командной работе
  • Натуралистический тип
    Понять, как работает собственный организм (например, почему мы болеем или испытываем недомогание, как протекают физиологические процессы). Бывать на природе, в походах, поездках
  • Музыкальный талант
    Слушать ту музыку, что нравится, играть на музыкальных инструментах, бывать на концертах, чувствовать энергию музыки, ее настроение. А еще изучать поэзию – она тоже развивает чувство ритма
  • Межличностный
    Больше общаться. Говорить «да» любой командной активности или встрече в компании. Отслеживать новости и тренды, чтобы всегда была тема для разговора
  • Внутриличностный
    Вести дневник, ставить цели, изучать психологию. Регулярно проводить время наедине с самим собой
  • Экзистенциальный
    Изучать историю религий, читать книги по философии
ФОРМУЛА успеха
  • Если у ребенка не получается, стоит ли настаивать и заставлять?
  • Как быть, если ребенка ничего не интересует, кроме соцсетей или компьютерных игр?
  • Музыкалка, английский, большой теннис и хоккей – это окей?
  • Что поможет ребенку проявить себя?
Авторское право на материалы спецпроекта
принадлежит БУ «Ивановские газеты»

Частичное цитирование возможно только с гиперссылкой на Известно.ру

Редактор: Евгения Кочеткова
Дизайн: Станислав Депутатов
Фото: Дмитрий Рыжаков, Центр «Солярис», b17.ru
2022
Авторское право на материалы спецпроекта принадлежит БУ «Ивановские газеты»

Частичное цитирование возможно только с гиперссылкой на Известно.ру

Редактор: Евгения Кочеткова
Дизайн: Станислав Депутатов
Фото: Дмитрий Рыжаков, Центр «Солярис», b17.ru

2022