ФОРМУЛА таланта

Ищем ключи к способностям ребенка вместе с педагогами центра развития детской одаренности
Если звезды зажигают, значит, кто-то вложил в этих звезд много труда. Осенью 2022 года в Иванове приступил к работе образовательный центр «Солярис», где дети из разных уголков региона смогут бесплатно заниматься математикой, информатикой, физикой, актуальной энергетикой, химией, нанотехнологиями, биологией, экологией, генетикой, компьютерным и промышленным дизайном, биотехнологиями, модой и дизайном, вокалом, звукорежиссурой, хореографией и не только. Мы поговорили с педагогами центра «Солярис» о том, как найти в ребенке что-то, что по-настоящему его зажигает. И о том, всегда ли интерес к предмету означает способности
Для справки
«Солярис»
Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей Ивановской области
4 направления: НАУКА, ИСКУССТВО, СПОРТ,
ЛИДЕРСТВО И ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Здесь создана уникальная почва для роста и развития способных детей – современное образовательное пространство с оборудованием, которое недоступно в обычных школах. Но самое главное, конечно, не техника. Главное – тут работают сильные педагоги, способные рассмотреть в ребенке то, что, возможно, пока не видят родители
Как понять, в каком направлении искать способности ребенка?
«Универсальных ответов нет, – подчеркивает директор ЧОУ «Гармония», кандидат физико-математических наук, доцент кафедры фундаментальной математики ИвГУ Евгений Власов. – Но что-то посоветовать все-таки можно.

В рамках деятельности при центре детской одаренности мы, в частности, озабочены тем, чтобы найти математически одаренных детей. Мы проводим много разных олимпиад, причем они открыты для всех желающих, в том числе для учеников 5-6 класса. На этих олимпиадах детям предлагают не контрольные работы, а интересные нестандартные задачи. И кого-то эти задачи увлекают. Среди тех, кого они увлекают, у некоторых получается решить. Тот факт, что кого-то они увлекли, – это уже хорошо. Это уже показатель того, что у ребенка есть некое притяжение в этом направлении, в эту сторону можно пойти. Интерес – известный ключ»

Среди тех ребят, кто заинтересовался и у кого получилось, есть такие, кто готов тратить на предмет свое время. «Бывает, я раздаю детям головоломки и смотрю, кто в какой момент "сдался" . Если это произошло рано, значит, вероятно, это ребенка не увлекает. Хотя причины могут быть разные», – добавляет Евгений Викторович.
формула таланта
Интересно + получается + готов тратить на это время
«Солярис» – это, прежде всего, центр работы с одаренными детьми, которых мы будем отбирать со всей области, и где во главе угла – доступ к последним технологиям. Прошу сосредоточиться на этом – на развитии наших детей

Станислав Воскресенский
Губернатор Ивановской области
Какая стратегия вернее – перепробовать много разных секций и кружков или выбрать направление и идти по этому пути, не сворачивая?
«Стратегии могут быть разными, – рассуждает старший методист центра «Солярис», кандидат исторических наук Андрей Пикин. – Вариант первый – это как в стихотворении Барто «Драмкружок, кружок по фото…». Но о чем это стихотворение? О том, что мы перепробовали все и остались без достижений. Другой вариант – про выбор конкретного направления. И тут тоже не все однозначно.
Выбор за ребенка зачастую делают родители: «Я хочу, чтобы мой сын стал чемпионом мира по гимнастике». Но сколько детей из тех, чьи родители сделали такой выбор, в результате стали чемпионами? Единицы. Большинство прокляли своих родителей за то, что заставили заниматься тем, чем они заниматься не хотели.

Выбор самого ребенка – тоже спорная вещь, потому что дети могут интересоваться областями, очень далекими друг от друга, не фокусируя свое внимание на чем-то одном. Поэтому одна из задач центра «Солярис» – выстраивать взаимодействие и с ребенком (чего он хочет), и с родителями (как они видят его будущее). «Ключ к тому, чтобы открыть талант ребенка, – в умении договариваться. В том, насколько хорошо могут взаимодействовать между собой родители и ребенок, педагог и ребенок, педагог и родители», – считает Андрей Пикин
Ребенок хочет рисовать, а родители считают, что занятия IT перспективнее. Чье желание важнее?
«Точка зрения родителей имеет значение, – отмечает кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии ИвГУ Ирина Агапова. – Но тут важно не пытаться заставить ребенка исполнить мечту, которая не сбылась у тебя самого. Например, я в свое время хотела танцевать, но не сложилось, танцами я не занималась. Предложила сыну, но ему это оказалось неинтересным. Что ж, таков его выбор, заставлять его было бы неправильно»
Если родитель считает какое-то направление перспективным или видит в нем будущее своего ребенка, он вправе предложить сыну или дочери попробовать, а потом уже смотреть, как ребенок реагирует: охотно идет на занятия или не очень, делится своими эмоциями или нет.

Ребенку может казаться интересной профессия, о которой он пока слишком мало знает, продолжает Ирина Агапова. Или не казаться интересным направление, о котором в силу возраста он пока не знает ничего. Задача родителей – познакомить с разными профессиями и возможностями, но не давить
формула таланта
Доверие между ребенком и родителями + пробовать
Талант – это то, что либо дано, либо нет, или способности можно развить?
«Я считаю, что способности – это биологическая данность, – говорит Евгений Власов. – Одни дети легче, чем другие, усваивают математику, другие с удовольствием пишут сочинения или даже стихи, третьи хорошо рисуют, четвертые обладают идеальными физическими данными для балета, у пятых есть музыкальный слух. Узнать, что это действительно так, помогает экспертная оценка, то есть педагог. Но дальше способности нужно развивать»
«Когда мне было 8-9 лет, мама спросила, какую книгу мне купить, – приводит пример Андрей Пикин. – Я выбрал книгу по истории. И связал свою жизнь с изучением истории. Я не знаю, как бы сложилась моя жизнь, если бы я тогда выбрал книжку по математике. Но математические задачи я бы точно решал лучше»
«Гений – это 1 процент таланта и 99 процентов тяжелой работы»

Фраза приписывается либо Альберту Эйнштейну, либо Томасу Эдисону
Что может говорить о том, что у ребенка способности в определенном направлении?
«Знаете, как музыканты проверяют наличие чувства ритма? Настукивают мелодию и просят повторить, – рассказывает Евгений Власов. – Если человек может повторить ритмический рисунок, у него есть ритмическая память. Подобное есть и в математике: у ребенка может быть сформирована способность запоминать логические конструкции. У некоторых присутствует конструктивное мышление. Я коллекционирую головоломки, часто предлагаю их детям. Вот, например, такая [показывает деревянную головоломку из трех фрагментов]. Сначала показываю в собранном виде, а затем разбираю и прошу восстановить. И далеко не у всех это получается быстро. Иногда встречаются дети, у которых получается собрать быстро и естественно. Это говорит о наличии у них конструктивного мышления. Логическая память, конструктивное мышление – это составляющие математического мышления, их можно заметить в ребенке уже в начальной школе.
Я часто говорю, что моя главная задача в профессии – находить своих. По принципу «рыбак рыбака видит издалека». На открытии «Соляриса» рассказывал красивую историю (не уверен в ее достоверности*) о том, как в Тибете после смерти Далай-ламы искали ребенка, в котором, как там принято считать, получила новое воплощение его душа. Перед кандидатами, уже заранее отобранными детьми, разложили много предметов, среди которых были те, что принадлежали покойному Далай-ламе. Дети в качестве игрушек выбрали те предметы, которые им нравились. Того, кто выбрал вещи Далай-ламы, и признали его реинкарнацией. Так вот, моя задача как учителя математики – раскидывать свои, математические, игрушки. Тот, кто выберет мои игрушки, – это тот, кого я ищу»

*история описана в автобиографии Далай‑ламы XIV
формула таланта
Способности + педагог + усердие
Кстати
Теория множественного интеллекта
В 1983 году профессор Гарвардского университета Говард Гарднер, который более 20 лет исследовал одаренных людей и людей с поражениями мозга, ввел понятие множественного интеллекта. Идея Гарднера противоположна представлению о том, что интеллект человека един и находится на определенном уровне, который можно измерить c помощью теста IQ. По мнению профессора, в человеке всегда сочетается несколько типов интеллекта. И каждый из них можно развить
Если у ребенка не получается, стоит ли настаивать и заставлять?
«Есть мнение, что невозможно добиться результатов, не преодолевая препятствий. И что чемпионами становятся только через слезы, – говорит Ирина Агапова. – Но я все же считаю, что давить нельзя, потому что противодействие неизбежно скажется на человеке негативно. Считаю, что ребенку важнее всего донести вот что: ты можешь быть кем угодно, главное – будь хорошим человеком»

«Педагоги и родители всегда хотят счастья для ребенка, – отмечает Андрей Пикин. – Это аксиома. Но является ли то, что считают счастьем педагоги и родители, счастьем для ребенка? Не всегда. И все же, в общем и целом, мое мнение такое: продолжать лучше, чем бросить. Точка»
формула таланта
Продолжать лучше, чем бросить
Как быть, если ребенка ничего не интересует, кроме соцсетей или компьютерных игр?
«Как нас учит физика, каждая система стремится к минимуму своей потенциальной энергии, – объясняет Евгений Власов. – Если можно сидеть или лежать, то лучше лежать. А если стоять или сидеть, то лучше сидеть.

Каждая активность требует определенных затрат. И эти затраты должны чем-то компенсироваться. Например, положительными эмоциями. Или удовлетворением каких-то амбиций. По моему мнению, умение чего-то добиваться – навык. У тех, кому ничего не интересно, этот навык просто не сформирован.
С волевыми процессами ребенка важно работать с самого детства. Умение учиться формируется семьей еще в дошкольный период. Достаточно посмотреть как ребенок играет. Мотивация – тоже формируется семьей. Если у родителей она есть, часто она есть и у детей. Если родители к чему-то стремятся, чаще всего и дети у них целеустремленные»
Разностороннее развитие – это правильно?

«В стремлении к разностороннему развитию родители порой перегружают детей, – отмечает Ирина Агапова. – Музыкальная школа, художественная школа, спорт – все это хорошо само по себе, но плохо, если ребенок устает, и учеба начинает вызвать у него отторжение. Особенно если речь идет о первоклашках. В этот период баланс учебы и отдыха особенно важен». Нужно не погасить в ребенке интерес к новым знаниям»
Что может помочь ребенку проявить себя?

«Огромное значение имеет среда, – говорит Евгений Власов. – Когда ты находишься в среде себе подобных, это может очень сильно ускорить процесс развития, потому что происходит обмен информацией, способами мышления. Когда в группе много сильных, это усиливает каждого участника группы»
формула таланта
Навык добиваться + адекватная нагрузка + сильное окружение
Если чего-то нет сегодня, это не значит, что этого не будет завтра, уверены педагоги. Зерно, посаженное сегодня, может прорасти
Центр «Солярис» ведет набор школьников на образовательные программы. Информация о том, как принять в них участие, размещена
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Поучаствовать в обучении могут школьники не только из облцентра, но и из районов
Организаторы готовы принять в сочинском Олимпийском парке 140 школьников
Авторское право на материалы спецпроекта
принадлежит БУ «Ивановские газеты»

Частичное цитирование возможно только с гиперссылкой на Известно.ру

Редактор: Евгения Кочеткова
Дизайн: Станислав Депутатов
Фото: Дмитрий Рыжаков, Центр «Солярис», b17.ru
2022
Авторское право на материалы спецпроекта принадлежит БУ «Ивановские газеты»

Частичное цитирование возможно только с гиперссылкой на Известно.ру

Редактор: Евгения Кочеткова
Дизайн: Станислав Депутатов
Фото: Дмитрий Рыжаков, Центр «Солярис», b17.ru

2022