22 апреля 2024 08:45
Погода
°
Погода
18+

К неврологу через терапевта: ивановцы осваивают новые принципы записи к узким специалистам 

18 марта 15:03 И Г

Не ко всем врачам можно записаться самостоятельно

К неврологу через терапевта: ивановцы осваивают новые принципы записи к узким специалистам 

В поликлиниках Ивановской области исчезли утренние очереди в регистратуру, но сложности с записью на ряд медицинских исследований сохранились. В ситуации разбиралась "Ивановская газета".

Все обследования должны провести за две недели

Каждый регион разрабатывает и принимает на три ближайших года территориальную программу госгарантий (на основе федеральной). Там прописано, какие виды медицинских услуг и в какие сроки вы можете получить бесплатно.

"Время доезда скорой помощи на экстренные вызовы – 20 минут, – сообщили в депздраве на официальный запрос редакции. – Прибытие бригады на вызовы в неотложной форме не регламентировано. Неотложные вызовы обслуживаются первой освободившейся бригадой, при отсутствии экстренных вызовов". Между тем Минздрав настаивает, что неотложные вызовы (при внезапных острых состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента) должны быть выполнены в течение двух часов.

Что касается врачей, то попасть на прием к ним, прописано в документе, можно только по талонам. Для экстренных случаев в поликлиниках созданы кабинеты неотложной помощи с фельдшерами. Ожидание приема должно быть не дольше двух часов с момента обращения. При необходимости фельдшер может открыть больничный или организовать прием у профильного специалиста.

При вызове на дом участковый врач должен посетить пациента в течение 24 часов.

Ожидание консультации врача-специалиста, проведение диагностических исследований (рентгенография, маммография, функциональная диагностика, УЗИ, КТ, МРТ, ангиография), сдача анализов, ожидание специализированной помощи (кроме высокотехнологичной), в том числе тем, кто уже лежит в больнице, ограничены 14 днями.

Время ожидания плановой госпитализации в медицинских организациях при предоставлении высокотехнологической медицинской помощи (например, в областной больнице) не должно превышать трех месяцев. При подозрении на онкологию все сроки сокращаются вдвое.

К неврологу через терапевта

Теперь врачи для пациентов разделились на тех, к кому можно записаться самостоятельно, и тех, к кому нужно направление терапевта. На федеральном уровне этот вопрос не регламентирован, поэтому маршрутизацию регулируют региональные органы власти.

Согласно ответу на запрос департамента здравоохранения, самостоятельная запись доступна по 14 специальностям: для взрослых – терапевт, врач общей практики (семейный врач), хирург, офтальмолог, лор, акушер-гинеколог, психиатр-нарколог, фтизиатр, стоматолог, стоматолог-терапевт; для детей – педиатр, хирург, стоматолог и психиатр. Для того чтобы попасть к специалистам, не вошедшим в этот список, нужно направление от терапевта.

"Пациент не всегда может верно определить причину своего недомогания, – поясняет главврач Приволжской ЦРБ Сергей Лесных. – Этим занимается участковый. Он назначит необходимые исследования и с готовыми результатами направит к нужному специалисту для постановки диагноза и определения лечения. А высвободить время для участковых врачей на пациентов помогают бригады неотложной помощи, которые берут на себя экстренных больных и ходят по вызовам".

Что касается записи на исследования, то есть несколько вариантов: часть талонов можно получить через терапевта, часть – непосредственно у специалиста, а иногда придется записываться через специального сотрудника учреждения (нередко раздача талонов происходит раз в месяц).

"Наши врачи при экстренных случаях делают пометку на направлениях: "Cito!" – поясняет заместитель главврача по поликлинической работе ивановской больницы № 3 Наталья Шлакова. – Поэтому таких пациентов записывают вне очереди максимально быстро".

Диагноз не могла поставить полгода

"Я ходила по врачам почти год, но, так и не добившись установления причины отеков, бросила, – рассказывает ивановка Наталья Разумова. – Первый раз обратилась к терапевту в марте, она направила меня в кардиодиспансер. А для этого нужно было снять ЭКГ и эхо-КГ, кардиолог послала к нефрологу, затем были гастроэнтеролог, пульмонолог, флеболог, гематолог, эндокринолог… К каждому нужно было суметь записаться, пройти необходимые обследования и повторно записаться. Но больше всего меня поразила областная больница: по майскому направлению меня поставили в лист ожидания к гематологу – попала к врачу я только в октябре…"

А вот жительнице Комсомольска Вере Базановой, страдающей от сахарного диабета, несколько раз давали направления в областную больницу. И к нужным специалистам, а также на необходимые анализы она записывалась достаточно быстро.

Записаться к врачу пациенты могут несколькими способами: через портал "Госуслуги", мобильное приложение "Здоровье37" (с авторизацией через "Госуслуги") и контакт-центры. Теперь в поликлиниках полностью исчезли утренние очереди в регистратуру и толпы пациентов, "танцующих" у дверей учреждения задолго до его открытия. Но стало абсолютно непонятно, когда появляются талоны и в каком количестве.

Общее правило: запись ведется на ближайшие 14 дней. На практике в большинстве случаев получается, что можно записаться только на один, 14-й день. Талоны к ивановским стоматологам, например, появляются ровно в 12:00 ежедневно на две недели вперед (можно записаться как по телефону, так и через интернет).

В кардиодиспансере по телефону с 8:00 до 19:00 ежедневно записывают пациентов в лист ожидания. "А потом мы обзваниваем записавшихся и предлагаем время в конкретный день, как правило, в течение месяца, – пояснили в учреждении. – Кроме направления пациент должен иметь свежую ЭКГ и анализы крови".

4-я ивановская больница ведет запись по телефону по вторникам и средам (иногда и четвергам) с 7:00. "Стою в очереди на УЗИ щитовидной железы с сентября, УЗИ органов брюшной полости – с ноября, – рассказывает одна из пациенток Юлия. – Профильные специалисты ждут результаты обследования для назначения лечения, а я так и не могу записаться".

"В течение двух месяцев пыталась дозвониться до 4-й больницы, чтобы записаться к гаст­роэнтерологу, – рассказывает пенсионерка Нина Владимирова. – Сначала автоответчик сообщает, что вы в очереди на ответ семидесятые, минут 15 слушаешь их музыку и, когда ты первый в очереди, звонок обрывается. Операторы говорят, что на день всего пять талонов дают. Но наш гастроэнтеролог – золотая женщина, три раза в неделю принимает по четыре человека без талонов после своего рабочего дня".

Трудно решить проблему, когда врачи в декрете

По информации Росздравнадзора, в случае несоблюдения сроков ожидания медицинской помощи пациент вправе подать обращение непосредственно главврачу медучреждения, в департамент здравоохранения, страховую медицинскую организацию, территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), Росздравнадзор.

"Тут жалуйся не жалуйся, а если специалистов нет, талоны не появятся, – рассказывает Наталья Шлакова. – Из 14 участковых у меня 3 в декрете и 4 постоянных врача. Остальные – ординаторы. Эндоскопист вообще на полставки работает два раза в неделю. А пациентов гораздо больше. И всем надо срочно".

В "Телеграме" в рамках проекта "ЗдравКонтроль" для связи жителей с представителями медорганизаций созданы тематические чаты "Иваново. Здоровье" и "Ивановская область. Здоровье". Пациенты могут задать вопросы при проблемах записи к врачу, вызова на дом, при нарушениях сроков ожидания на обследования и анализы, навязывании платных услуг... Обычно в течение дня с "жалобщиком" связывается представитель медучреждения и предлагает решение проблемы.

"Знаете, как всё происходит? – рассказывает гастроэнтеролог 4-й ивановской больницы Ирэна Васильева. – Главврач идет к специалисту и говорит: "Надо принять пациента. Когда сможешь?" И это уже головная боль врача – либо искать свободное окно, либо сокращать время приема каждого пациента, которого и так не хватает, либо принимать после окончания рабочего дня".

В страховой компании "Согаз-Мед" (единственной в регионе, отвечающей за ОМС) сообщили, что жалобы на нарушение сроков оказания медпомощи периодически поступают, но вопросы решаются в основном за счет взаимодействия с главврачами.

"Мы, конечно, можем выйти с проверкой и финансово наказать организацию, но сначала пытаемся решить вопрос мирным путем, и часто нам идут навстречу, – сообщил специалист отдела жалоб страховой компании. – Но за организацию работы лечебного учреждения отвечает департамент. Поэтому все жалобы мы направляем и им. Хотя понимаем, что если вместо 14 терапевтов работают 2, проблема так просто не решится".

Росздравнадзор же вообще считает, что это не его вопросы. Обращения, поступающие к сюда, в основном касаются вопросов качества и безопасности медицинской деятельности, льготного обеспечения лекарствами и медизделиями, отсутствия лекарств, в том числе в аптеках... В 2022–2023 годах региональное отделение получило более 750 обращений, подтвердились из них полностью или частично… 1,5%.

Полезный совет. Если талонов для записи нет, это не значит, что они не появятся в течение дня. Всех записанных к специалистам пациентов накануне обзванивают сотрудники кол-центра, и при отказе от приема талон появляется в общем доступе в мобильном приложении "Здоровье" и на портале "Госуслуги". Иногда пациенты сами делают отмену электронной записи.

Теги: медицина здоровье