12 июля 2024 13:02
Погода
°
Погода
18+

В детский дом – за младшим другом: в Ивановской области развивается проект "Наставничество"

30 марта 11:00 И Г

Значимых взрослых уже обрели 64 подростка из Иванова, Шуи и Фурманова 

В детский дом – за младшим другом: в Ивановской области развивается проект "Наставничество"

Четыре года в Ивановской области работает программа "Наставничество" для подростков из детских домов. Взрослые друзья-наставники регулярно общаются с ребятами и готовы прийти на помощь в трудную минуту. О проекте благотворительного фонда "Добрая надежда" рассказывает "Ивановская газета".

Каждая суббота – "детский день"

Ивановец Сергей Сидельников познакомился с 12-­летним Димой семь месяцев назад. Про таких, как Сергей, обычно говорят: "всегда на позитиве". Образ жизни совершенно не соответствует его фамилии. Плыть по течению и сидеть на месте он не любит. Работал в банке, управляющим в ведущих ресторанах Иванова и Плёса, но около года назад решил сменить сферу деятельности и стал замдиректора по административно-хозяйственной части центра развития "Притяжение".

Сергей рассказывает, что в детстве мечтал о младшем брате. Размышляет о том, что на свете есть вещи важнее денег и дорогих вещей. "Я хочу быть для Димы таким человеком, который поможет найти себя, в чем-то развиваться", – говорит ивановец о своем видении участия в проекте.

Рекламу "Наставничества" Сергей увидел случайно и сразу заполнил анкету. Говорит, с самого начала знал, на что идет. В детских домах ему приходилось бывать в качестве волонтера, были даже мысли усыновить ребенка, но не сложилось. А тут всё как-­то совпало. 

Обучение, собеседование с психологом, сбор документов и… первая встреча в гостевой комнате детского дома. "Как будущие родители безусловно любят своего еще не родившегося ребенка, так и я его принял еще до знакомства", – делится мужчина. С того дня теперь каждая суббота у Сергея, как он сам говорит, "детский день". Новой привязанности он не стесняется: фотография с Димой из первой прогулки по парку, где они вдвоем намотали девять километров, стоит на работе у компьютера.

Наставник называет своего младшего друга "мелкий", с Димой они общаются на "ты". В телефоне – таблица того, как можно провести время с ребенком: в одном столбике варианты досуга в ясную погоду, в другом – в пасмурную. Уже зачеркнуты кино, театр, аквапарк, аттракционы, кафе, электросамокат, ватрушки, сноуборд, батутный центр, поездки в гости к друзьям Сергея…

Для поездки в Москву нужен гостевой режим

Но главное не в количестве развлечений, а то, что в совместном проживании разных ситуаций закладывается основа доверительных отношений. В багаже у каждой пары наставник/подопечный есть сложные минуты. Как, например, после классно проведенного времени сказать ребенку: "Возвращаемся в детский дом"?

В самом начале общения Дима оказался в больнице без разрешения на встречи и разговоры по телефону. И Сергей каждый выходной набирал пакет гостинцев и ехал в клинику. Иногда случайно удавалось увидеть мальчика в окне, иногда – нет.

Сам Дима, в отличие от Сергея, немногословен. В детском доме предупреждают, что без наставника мальчик может совсем не пойти на контакт. Поэтому мы едем к подопечному вместе. Сидим в той самой переговорной, где проходила первая встреча. Сергей вслушивается в ответы Димы о себе; Дима тихонько поглядывает на наставника, считывая его реакции на свои слова.

Дима ждал в наставники именно мужчину, несмотря на то что к большинству парней приходят женщины. И это почти чудо, что наставник в его жизни появился сразу после 12-­го дня рождения. Участвовать в проекте ребята могут именно с этого возраста, но некоторые ждут "своего взрослого" более года, а из 64 наставников всего 5 представителей сильного пола.

Дима охотно перечисляет места, где он был с наставником. Говорит, что всё складывается лучше, чем представлялось: "С ним можно поговорить, он меня понимает". И еще у парня есть мечта: вместе с наставником побывать в Москве. Чтобы сделать ее реальностью, Сидельников планирует оформить в опеке так называемый гостевой режим. Это позволит с разрешения директора детского дома проводить им вместе по несколько дней. 

Штрих, Многие взрослые не любят называться наставниками. Пытаясь подобрать слова, отражающие суть отношений, они говорят о себе как о старшем друге или брате/сестре. Взаимоотношения в каждой паре уникальны: от общения подружек до формата "бабушка – внучка".

Прогулки, совместные хобби, помощь с уроками 

История проекта "Наставни­чество" в регионе началась в 2020 году: первыми в программу вошли три ивановских детских дома. В 2023 году благотворительный фонд "Добрая надежда" получил 1,7 млн рублей от Фонда президентских грантов: в штат взяли второго психолога, а возможность обратиться за поддержкой к наставникам появилась у ребят из детских домов Шуи и Фурманова.

В проекте могут принять участие взрослые от 24 лет. Во время тренингов и собеседования психологи оценивают мотивацию каждого кандидата. "Важно, чтобы у человека была потребность отдавать, независимо от того, будет ему благодарен ребенок или нет", – рассказывает руководитель фонда "Добрая надежда" и куратор проекта "Наставничество" в Ивановской области Анна Кожина.

Еще один вариант позитивной мотивации: стать кому-­то другом или обрести друга. Людям в состоянии острого горя рекомендуют повременить со знакомством с подростком: например, после смерти близкого человека должен пройти хотя бы год, чтобы замещение потери не происходило за счет ребенка.

Наставники не выбирают детей – пары формируют психологи на основе анкет ребят и собеседования с кандидатами. Когда взрослый идет знакомиться с подростком, он знает только имя, возраст, коротко об увлечениях и то, что в идеале возникшие отношения желательно сохранить на всю жизнь.

Участие в проекте безвозмездно. Наставники встречаются с подопечными примерно раз в неделю, ходят вместе гулять, занимаются совместными хобби, могут помочь в подготовке домашних заданий. "Подростку из детского дома очень важно получать индивидуальное внимание и понимание", – отмечает Анна Кожина. Каждый год фонд проводит опрос­-исследование всех участников: на вопрос о том, что дает наставник, ребята часто пишут именно про поддержку.

Не во всех созданных парах устанавливаются доверительные отношения. Иногда ребенок отказывается от общения, или у взрослого резко меняются жизненные обстоятельства. В этих ситуациях предусмотрена процедура закрытия пары. За четыре года работы в проекте – восемь закрытых пар и три пары, выполнившие свое предназначение (то есть на определенном этапе наставник помог ребенку, но после выпуска общение сошло на нет).

Но у большинства отношения сохраняются и после выпуска из детского дома. Конечно, со временем ребята немного отдаляются. "Но в кризисных моментах дети всё равно обращаются к наставникам. Был даже случай, когда через год после прекращения общения "младший" позвонил наставнику и попросил у него помощи в устройстве на работу", – говорит куратор проекта.

Справка. Ивановское "Наставничество" – часть большого проекта благотворительного фонда "Солнечный город", появившегося в Новосибирске девять лет назад. К программе присоединились 26 регионов России и 2 региона Казахстана: с подростками и выпускниками детских домов регулярно общаются более 1500 взрослых друзей-наставников. 

Общение может уберечь от края крыши

Проект "Наставничество" еще достаточно молодой: выводы о том, насколько значима роль наставника в социализации ребят, можно будет делать лет через 10–15.

По словам Анны Кожиной, для ребенка возможность раскрыться в новых отношениях зависит не только от отзывчивости наставника, но и от глубины полученной травмы. Но уже сейчас в проекте есть случаи, когда после нескольких лет общения с новым другом закрытый, почти не разговаривающий с окружающими подросток начинает выступать на сцене. Нередко они перенимают положительные модели отношений наставника с другими людьми. Такие изменения невозможно втиснуть в цифры и графики.

"Результат не может быть общим. Главное в том, чтобы ребенок после выпуска мог жить самостоятельно, обеспечивать себя, не ушел в какие-­то зависимости. Иногда то, что в кризисной ситуации выпускник не шагнул с крыши, не начал пить или употреблять наркотики, – это уже результат", – считает руководитель фонда. 

Цифры. В детских домах Ивановской области воспитываются 416 ребят, из них 276 – подростки от 12 до 17 лет. В семьи из старших попадают единицы. Большинство выпускаются во взрослую жизнь без какой-либо опоры. Проект "Наставничество" позволяет поддержать хотя бы часть из них.

P. S. Два года назад в той самой гостевой комнате, где мы сидели с Сергеем и Димой, началось и мое участие в проекте "Наставничество". Так что этот текст – не просто теория, а часть проживаемой личной истории.

Лилия СУХАРЕВА