Холуйские художники и мастера в 2020 ковидный год, когда все закрывалось и не работало, объединились, чтобы возродить утраченный народный промысел и открыли "Холуйскую строчевышивальную артель". Уже через год вышивку артели стали носить светские львицы, модели, блогеры и артисты. О том, как все начиналось Известно.ру рассказал автор проекта, холуйский художник и гендиректор предприятия "Традиции промысла" Александр Саков.
– Почему именно холуйская вышивка?
– Наверное, весь секрет в моих корнях. Я родом из деревни Реброво, которая находится под Холуем. В 2014 г. я окончил Холуйское художественное училище по специальности "Лаковая миниатюра и живопись", но по специальности не пошел работать. В 2018 г. мы с компаньоном Ильей Семеновым открыли предприятие, которое назвали символично – ООО "Традиции промысла" и занялись производством холуйской лаковой миниатюры и живописи. А потом наступил ковид… И когда мы, как и вся страна в это время, сидели дома, пришла идея возродить еще один старинный промысел. В 2000-х г. Холуйская строчевышивальная фабрика закрылась, и вышивальщицы сейчас либо в преклонном возрасте, либо работают в других профессиях. Нам стало жалко промысел, ведь это наша история.
Нашу идею поддержала блогер Виктория Шелягова, с которой мы были уже знакомы. Она всегда очень интересовалась народными промыслами, поддерживала их. Мы начинали сотрудничать с ней еще по лаковой миниатюре, и она стала одним из соучредителей "Холуйской строчевышивальной артели".
– Насколько сложно идет возрождение ремесла?
– Мы обратились в Холуйский государственный музей, где хранится много образцов вышивки, вернее, их фото и фото цехов и мастериц фабрики. Мы хотели, основываясь на многолетних традициях, создавать новые, современные изделия. Символично, что именно в 2020 г. исполнилось 100 лет со дня открытия первой строчевышивальной фабрики в Холуе.
Но, когда мы начали собирать информацию, выяснилось, что здесь мало кто этим уже интересуется, в основном в Холуе продолжает жить лаковая миниатюра. Особенно сложно было найти мастериц, которые еще что-то умели, и главное, хотели работать в традициях промысла. Одна из них наша вышивальщица Алена Бормотова – она занималась росписью лаковой миниатюры. У нее два образования – она художник лаковой миниатюры и закончила отделение по вышивке. Алена всегда говорила, что ей ближе вышивка, и вот все встало на свои места. И плюс старые вышивальщицы, и молодые выпускники. Но тут есть проблема – училище выпускает вышивальщиц и сегодня, но они не нацелены на то, что пойдут работать, так как здесь, в Холуе, не было рабочих мест, здесь оставаться они не собирались. Сейчас у нас работает шесть мастериц в возрасте от 30 до 70 лет. А нам требуется 10.
Есть необходимость и в работниках необычной профессии – дергальщицах – работницах строчевышивального производства, которые готовят ткань под прозрачную вышивку. Проблема в том, что такой профессии нет, на них не учат. Пока каждая наша вышивальщица ведет свое изделие от начала до конца. В будущем хотим разделить эти два направления работы. На фабрике так и было – работал целый цех таких специалистов.
Еще одна трудность, с которой мы столкнулись – недоверие. В плохое люди почему-то хорошо верят, а в хорошее не так. Спустя год легче стало. Мы все делали сами – костяк из пяти человек. Купили старый заброшенный дом, отремонтировали помещение и вот теперь мы здесь и планируем расширяться, строим пристройку.
– Насколько ручной труд дороже машинного?
– Мы изначально понимали, что будем ориентироваться не на местных жителей. Это как и лаковая миниатюра. Но художник что-то может исправить, а в вышивке даже если ты неправильно раздернул, то у тебя уже сетка пошла не так и придется все начинать сначала. Изделия стоят дорого, потому что в них много ручного труда, ведь вышивальщицы в каждое вкладывают свою душу. Они все уникальные, у каждой мастерицы свой почерк. Поэтому ручная вышивка раз в 10 дороже машинной. Минимальная цена нашего изделия от 12 000 руб. Вот, например, этот воротничок будет стоить 32 000. Но надо понимать, что в цену много всего заложено и другого, кроме трудозатрат и зарплаты вышивальщицы: стоимость сырья и оборудования, налоги, упаковка.… Кроме того, покупатель платит за фирменный знак, бренд артели.
Мы изначально хотели пойти по плоскостным изделиям, но потом поняли, что очень высокий спрос есть на воротники, платья, юбки, передники, косынки и т.д. Мы начинали с салфеток, скатертей, постельного белья, а теперь перешли на элементы одежды.
– С какими тканями вы работаете и где закупаете сырье?
– Мы работаем с белорусским льном. У отечественного льна, к сожалению, бывают проблемы – катышки, полотно не чистое, брак.… У льна масса преимуществ: он дышит, его любят все, он удобен в работе, это универсальная ткань, стирается хорошо. Мы можем вышивать на любой ткани, даже на шелке. Но это будет совсем другая стоимость. Сейчас хотим попробовать сделать вышивку на конопляной ткани, как и лен, планируем закупить ее в Москве – там дешевле и выбор больше.
– Как рождаются новые коллекции, и кто над ними работает?
– Мы пока только начали их создание. Берем детали из традиционной вышивки за основу и осовремениваем их. В новых изделиях используем единорогов, птицу Сирин, нашу Жар-птицу – то, чего раньше никто не делал. Мы соединяем традицию с современностью. Здесь у нас тоже возникла проблема со специалистом – в училище не учат на художников по вышивке, поэтому коллекции пока разрабатывает Алена. Она не боится пробовать и экспериментировать, и у нее это хорошо получается.
– Где в основном продается ваша вышивка?
– Пока все "уходит" через Инстаграм, мы продаем и принимаем заказы через интернет. Спрос есть, и есть потребность. Если шкатулку купили одну-две и хватит, то вещи с вышивкой нужны постоянно. В основном наши покупатели это, конечно, женщины. Пока рук на все не хватает, хотя идей у нас много.
– Может ли ремесло себя прокормить без дотаций и субсидий? Какие у вас показатели по выручке и рентабельности?
– Пока ничего не окупилось. Но об этом и говорить еще рано, мы молодое предприятие, и мы только начинаем. Если по тенденции будет все также как сейчас, то спустя несколько лет мы можем рассчитывать и на прибыль. Пока средств хватает на расходные материалы, зарплату, текущий ремонт и постепенное расширение производства. Мы взяли небольшую поддержку в региональном фонде поддержки предпринимательства. Цены на все растут. Мы приобрели недавно четыре швейные машины для вышивки и заказали мережечную машину, парогенератор и гладильный стол. Пока нам оборудования достаточно.
Конечно, хотелось бы, чтобы на уровне области была поддержка отрасли. Потому что проблем, требующих решения, много. Одна из них – поддержка молодых специалистов. В других регионах это есть. Если человек хочет работать в отрасли народных промыслов, предприятие совместно с правительством области дает субсидию на покупку жилья, а специалист отрабатывает, к примеру, 10 лет. А нам приходится самим специалистов заинтересовывать, из собственных средств. Если не будет поддержки молодых, которые приходят в отрасль, то ремесло уйдет в прошлое, мы его никогда не возродим. Сейчас любая помощь важна и нужна – начиная от оформления документов.
– Какой отдачи в конечном итоге вы ждете?
– В первую очередь для нас важно восстановление народного промысла. Все остальное – вторично. Хотя, конечно, мы рассчитываем на прибыль в денежном эквиваленте. Но повторюсь, не сейчас.
– Как велик этот рынок и кто на нем работает кроме вас? Кого бы вы назвали конкурентами?
– В конечном итоге все мы – конкуренты. Но в тоже время вышивка у каждого региона страны своя и она разная. Хорошая вышивка, например, у новгородской фабрики "Крестецкая строчка" и нижегородская. Но у них свои виды, у нас ивановская строчка, она совсем другая. В Ивановской области у нас точно конкурентов нет.
Ясно одно – без рекомендаций, связей, рекламы подобный бизнес не раскрутить, слишком узок круг интересующихся и высока стоимость изделий. Но в то же время раньше иконопись и вышивка жили и без этого. Работали ярмарки, были распространители, скупщики, и ремесло развивалось – наверное, время было другое…
– Что у вас в планах на будущее?
– У нас много идей и планов. Расширить линейку ручной вышивки, создать коллекцию бюджетной машинной вышивки, увеличить площади, набрать штат сотрудников.
Кроме того, в этом году мы впервые планируем представить продукцию артели на выставке народных художественных промыслов России "Ладья". Мы очень надеемся получить грант от правительства Ивановской области. Эти средства мы хотим пустить на дальнейшее развитие отрасли – приобрести оборудование для вышивки, например.