29 февраля 2024 03:02
Погода
°
Погода
18+

Марина Жукова: "Внутреннее разрешение на насилие идет из детства»

11 августа 2023 10:10 И Г

Ивановский психолог рассказала о причинах жестокости педагогов

Марина Жукова: "Внутреннее разрешение на насилие идет из детства»

В июле Ивановскую область потряс скандал вокруг известного тренера спортивного клуба, который систематически избивал 10-летнего мальчика кулаками и палкой. Во время бурных дискуссий в соцсетях одни ивановцы требовали справедливого наказания для обидчика ребенка, а другие оправдывали жестокие меры воспитания в спорте. О том, почему педагоги применяют насилие к детям и как родителям поддержать ребенка, "Ивановской газете" рассказала ивановский психолог Марина Жукова. 

– Почему педагоги применяют физические наказания к ребенку, если знают, что это запрещено?

– Думаю, нужно говорить о каком-то внутреннем разрешении на насилие. Оно возникает бессознательно, если, например, у преподавателя есть собственный опыт жестокого обращения с ним родителей в детстве. И в теории все понимают, что так поступать нельзя, на практике все происходит по-другому.

– Что делать ребенку, если к нему применили физическое насилие?

– В первую очередь нужно рассказать родителям. Они отвечают за ребенка и имеют контакт с ним.

– Но очень часто дети не могут пожаловаться на жестокое обращение из-за страха осуждения или недопонимания. Как его побороть?

– Здесь важно назвать изначальные причины страха. Если родители постоянно выражают недоверие своему ребенку, ему бывает страшно открыться, он боится, что будет обвинен. Если ребенок не уверен, что его примут, поддержат и встанут на его сторону, то скорее всего он побоится рассказать. Только в доверительной и спокойной семейной обстановке ребенку не страшно делиться своими переживаниями и неудачами.

– Как должны вести себя родители, если ребенок рассказал о насилии?

– Важно принять и поддержать ребенка. Нужно сказать: "Я на твоей стороне, никто не имеет права так поступать с тобой". Ну и, конечно, следует обращаться в правоохранительные органы.

– Что делать, если родители все-таки на стороне преподавателя?

– На самом деле так быть не должно, потому что ребенок полностью зависит от родителей, их слово для него закон. Лишь в подростковом возрасте дети становятся эмоционально крепче и могут дать отпор. Ребенок может воспользоваться телефонами горячих линий. Недавно была история, когда девочка подала сигнал о помощи и была услышана. Ребенок может поделиться своей проблемой с кем-то из других взрослых. Тогда органы опеки организуют проверку.

– Нередко учителя считают допустимыми такие методы воспитания. К тому же и дети не всегда ведут себя адекватно…

– Переход к физическому воздействию говорит о бессилии и слабости педагога. Такое поведение трудно оправдать. Получается, что учитель не способен применить педагогические приемы и найти общий язык с ребенком. Это свидетельствует о его непрофессионализме.

– Если насилие было не физическим, а моральным. Как в этой ситуации можно определить случай жестокого обращения?

– Дети, пережившие эмоциональное или сексуальное насилие, чаще всего замкнуты. Ребенок боится рассказать о пережитом, потому что ему бывает стыдно. В психолого-логопедическом центре "Развитие" мы проводим экспертизы, в ходе которых специалисты с помощью проективных методик проверяют состояние ребенка. Так, из рисунков детей можно установить признаки, по которым можно увидеть, когда стоит бить тревогу. Например, ребенок рисует себя темным цветом сидящим в углу.

– Можно ли на этапе трудоустройства определить склонность педагога к проявлениям жестокости?

– Педагоги в лицензированных учреждениях обязательно проходят медицинское обследование, в том числе и у психиатра. И было бы очень грамотным решением, чтобы специалисты, работающие с людьми, регулярно посещали группу психологической разгрузки. Понятно, что общение с детьми вызывает самые разные эмоции, ведь современные дети более свободны в своем поведении.

Отдельно стоит сказать про тренеров. Ни для кого не секрет, что во многих видах спорта идет жесткая борьба за медали, за призовые. Поэтому порой считается, что только сильная рука наставника способна заставить ребенка добиться результата. Нередко тренеры стараются подавить воспитанника, показать свою власть. Психологическая разгрузка решила бы и эту проблему.

– А что такое психологическая разгрузка?

– Известна Баллинтовская групповая психологическая терапия. На тренингах ее участники могут рассказать о чувствах, которые они испытывают, но не могут выпустить. Психолог работает с этими ощущениями. В ходе терапии выясняется, что человек испытывает раздражение или злость не конкретно к ребенку или коллеге. Это эмоции, не прожитые в семье. Таков закон психики.

– А чем способен помочь психолог жертве насилия?

– Принять травму и научиться с этим жить. Психолог помогает чувствовать себя полноценным и восстанавливать личные границы.

Беседовала Виктория САХАРЧУК

 

Теги: дети семья