18 июля 2024 08:51
Погода
°
Погода
18+

Алексей Сивухин: "Надеюсь, что к нашему проекту приСЛОНятся и в других регионах"

16 октября 2023 09:00 Марина Москалева

Координатор СЛОНа о прошлом, настоящем и будущем проекта

Алексей Сивухин: "Надеюсь, что к нашему проекту приСЛОНятся и в других регионах"

Просветительский проект группы молодых ученых Ивановской области "Солярис. Лекции о науке" (сокращенно СЛОН), который стартовал при поддержке губернатора Станислава Воскресенского в мае 2023 года, набирает в Ивановской области все большую популярность. О прошлом, настоящем и будущем проекта мы поговорили с одним из его организаторов, старшим преподавателем кафедры биологии ИвГУ Алексеем Сивухиным.

– Алексей, вы известны как многократный участник, организатор и ведущий различных просветительских проектов. В чем отличие именно СЛОНа, почему вы за это взялись, как пришли в проект? 

– Другие проекты существенно отличаются от СЛОНа. Все-таки это больше про развлечения. СЛОН в большей степени направлен на просвещение и профориентацию – то есть на знакомство молодежи с теми областями знаний, которыми занимаются наши лекторы. Я считаю, что такой проект абсолютно необходимым области! И, собственно, поэтому с удовольствием взялся за него.

Все было очень просто. В марте 2023 года проходил совет молодых ученых при губернаторе Ивановской области. Станислав Сергеевич спросил о наших пожеланиях, и мы предложили сделать хороший научно-популярный проект. Губернатор поддержал эту идею, и с тех пор проект "крутится". Практически сразу же была создана инициативная группа, куда вошли люди, которые знают, как проводить мероприятия, как вести съемку, потому что хорошая качественная видеосъемка – это одна из визитных карточек СЛОНа. И люди, которые готовят спикеров, умеют "объяснить, как объяснять". Все это было довольно быстро организовано, потому что необходимость в проекте уже давно назрела. 

– Расскажите, что уже было, какие лекции впереди, как проект будет развиваться?

– Сейчас идет второй сезон проекта, в его рамках прошел целый ряд ярких лекций. Были лекции по палеонтологии, инженерии, физике, математике, химии. У нас, кстати, довольно много химиков. Традиционно в городе складывается так, что любой научно-популярный проект в первую очередь привлекает именно химиков. Это здорово, потому что химией, как правило, проще заинтересовать, в ней много наглядного, впечатляющего.  Особенность этих первых сезонов в том, что у нас пока представлены естественные науки. Но в дальнейшем мы планируем подключить и гуманитариев. 

У нас планируются лекции по математике, химии,  электротеплоэнергетике. Будем готовить лекторов из энергоуниверситета. Также хотим привлечь к проекту медиков. Это отдельная история, которая обещает быть очень интересной, потому что в нашем регионе достаточно много серьезных разработок в области фундаментальной медицины.

– Как вы выбираете темы лекций и лекторов? Ведь есть темы, которые можно рассказывать как сказки, а есть такие, что и через термины-то не продерешься…

– Тут я не соглашусь. Дело не в теме, это я вам могу сказать совершенно точно и однозначно. Дело исключительно в рассказчике. Можно математику, преобразование Фурье, так рассказать на пальцах, что заслушаешься. А можно какую-то интересную лабораторную с разноцветными жидкостями провести так, что заснешь. 

Темы мы выбираем, исходя из запросов аудитории и наличия спикера. Мы собираем обратную связь и после каждой лекции видим, что хотят услышать люди. И стараемся эту тему включить в ближайшие планы.

Кроме того, мы занимаемся подготовкой спикеров. Этот процесс для  каждого лектора идет месяц, не меньше. Он готовит презентацию, доклад, учится сценической речи, тому, как вести себя на сцене, работать с аудиторией, не тушеваться, если что-то идет не так. Чтобы рассказывать свою тему как сказку, требуется длительная подготовка. Конечно, бывает, что лектор приходит готовый полностью, и тему остается только чуть подшлифовать. Но это редкость. Чаще всего люди говорят: "Научите, пожалуйста. У меня очень интересная тема, и я хочу рассказать ее как сказку, но не могу". И мы говорим: "Добро пожаловать в наш клуб". Мы настраиваем спикеров на то, что они и сами должны "кайфануть", получить удовольствие от лекции на любимую тему.

– А у Вас какая сфера научных интересов? 

– Если подходить с точки зрения темы моей диссертации – это распространение, транслокация тяжелых металлов в почвах. Я исследовал Ивановскую и Костромскую области, получил довольно интересные данные. Если брать более широко, то это исследования в области микробиологии и экологии в плане мониторинга состояния окружающей среды – атмосферного воздуха, воды в открытых источниках и, в том числе работа по направлению Росприроднадзора. Я не первый год являюсь общественным инспектором по охране окружающей среды, провожу мониторинги. 

Также читаю лекции по микробиологии, вирусологии и физиологии человека и животных, то есть моя педагогическая деятельность пересекается с научной. Я считаю, что нельзя что-то преподавать, чем-то делиться, если ты этим не горишь и не занимаешься. Это мое личное мнение, с ним можно соглашаться или не соглашаться.

– Вы ведь недавно закончили ИвГУ. Насколько легко было заниматься наукой? Если не ошибаюсь, Вы записали и выложили 40 уроков по подготовке к ЕГЭ. Для кого они?

– Заниматься всегда легко, если это нравится. Это касается любого дела. Как говорил один известный персонаж, правду говорить легко и приятно. Думаю, что наши спикеры, которые буквально "горят" своим предметом, ответили бы на этот вопрос точно так же. 

Уроки я выложил для ребят, которые стремятся учиться, но не всегда имеют такую возможность. Это для всех желающих. Также у меня есть большой цикл лекций по микробиологии, физиологии. Люди могут заходить, пользоваться, учиться. 

– СЛОН – проект для молодежи. А насколько востребована у молодежи наука? Интересно ли ребятам заниматься наукой, или хотя бы слушать лекции о ней? 

– Я бы не сказал, что СЛОН – это проект только для молодежи. С одной стороны, у нас целевая аудитория – это ребята 18-25 лет. Но все-таки она расширилась идейно. Мы увидели, что это интересно школьникам – у них каждый спикер вызывает просто бурю эмоций, это читается в глазах. Но у нас есть и взрослая аудитория. К примеру, на лекции Вячеслава Альбертовича Дубынина зал был полон, яблоку негде было упасть. И аудитория была в основном взрослая, потому что тема касалась отношений детей и родителей, физиологических механизмов этих отношений. 

То есть, у нас нет четкого деления. Мы рады и школьникам, и пенсионерам. Но, конечно, проект полезнее всего для ребят, которые собираются поступать в вузы, выбирают, куда двигаться дальше.

– Есть ли у школьников, студентов в Иванове возможность заниматься наукой? 

– У студентов возможность заниматься наукой есть априори, потому что у нас работают университеты, а это не только обучение, но и наука. Они, так или иначе, погружены в исследования, без этого невозможно написать диплом, ведь диплом – это научная работа. 

У школьников возможностей тоже немало, потому что есть замечательный центр "Солярис", прекрасные школы научные при университетах. Где, как мне известно, ребята могут выбирать себе руководителя и направление, и в дальнейшем защищать работу, которая может затем перерасти в их дипломную работу или даже диссертацию. 

– Как Вы считаете, расширятся ли эти возможности после строительства кампуса БИМ? Активизируется ли научная мысль в регионе? 

– Я верю, что с постройкой нового кампуса возможности действительно расширятся, причем в отношении не только науки, но и ее популяризации. Это необходимо и для спикеров, и для зрителей. Мы видим реальный отклик, огромное количество людей, которые хотят ходить на эти мероприятия. К примеру, последний ролик большой лекции Александра Крайнова набрал 1,3 млн просмотров ВКонтакте. Это говорит о том, что есть необходимость и в дальнейшем развивать этот проект в регионе. 

Я желаю, чтобы и в других регионах эта деятельность развивалась, чтобы ученые не замыкались в своем узком кругу, а несли знания в массы. Чтобы школьники понимали, чем занимаются в наших вузах, в соседних регионах, в нашей необъятной стране.

Теги: солярис образование наука досуг общество