Уже 25 лет на ивановской рок-сцене звучит философский рок группы "Холм с кулями". К юбилею команда планирует выпустить сборник лучших записей "Четверть века на красивом Холме". "Ивановская газета" публикует интервью с бессменным лидером группы Романом Холодовым.
– "Холм с Кулями" радует слушателей уже четверть века. Когда вы начинали, могли предположить, что путь будет столь долгим?
– На вечную творческую жизнь мы не настраивались, просто радовались возможности радовать других своими песнями. Возможно, это и стало залогом нашего долголетия. Оглядываясь назад (что мы делаем не очень часто), видим, что пройден огромный путь, сделано немало, и мы сейчас ровно на той ступеньке, которую заслужили с Божьей и наших дорогих слушателей помощью. Мы живем и действуем в настоящем, которое вечно и прекрасно всей своей трудностью и сложностью, не ропщем, а двигаемся дальше.
– Правильно ли я понимаю, что от первоначального состава в группе остались лишь вы? Не следите, чем занимаются бывшие участники?
– Из музыкантов стартового состава с нами иногда выступает Алексей Булыгин. Денис Логунов долго играл с небольшими перерывами, но, к сожалению для нас, уехал два года назад на поиски себя и истины. Ждем и надеемся, что вернется. Елена Карпова сейчас живет в Германии, ее сестра Татьяна Дюповкина – в Москве.
– Расскажите о сегодняшних участниках? Сложно ли было притираться к новым людям?
– Сейчас регулярный состав группы: Антон Пономарёв (ударные, перкуссия, вокал), Илья Калинкин (бас-гитара, вокал) и Роман Холодов (тексты, музыка, гитара, губная гармоника, вокал). Буквально на днях присоединился Роман Пожидаев с гитарой. Надеемся, что успешно вольется в наш веселый, жизнерадостный коллектив. Притираться к новым сложно, только если они не "свои". Тогда и смысла в притирке мало. Конечно, веришь, что со временем всё получится, и всё же обычно оказывается, что "не своим" некомфортно с нами так же, как и нам с ними. В этом смысле мы очень "зеркальные". Это, вероятно, та самая свойственная и необходимая артистам эмпатия, которая обеспечивает и контакт с публикой.
– "Холм с Кулями" активно гастролирует за пределами нашего региона. В чем отличие публики в других городах?
– Мы часто бываем в Ярославле, Рыбинске, Владимире, Москве и Подмосковье, ездим на многие фестивали. Реже, чем хотелось бы, но всё же бываем в Санкт-Петербурге, Костроме.
Публика везде одновременно и разная, и одинаковая. Обычно комфортнее играть для тех, кто намеренно пришел слушать именно нас. Но нередко бывают и неожиданные прорывы, когда удается "прокачать" случайных, абсолютно новых, неподготовленных слушателей. Не могу не привести в пример наше выступление на сцене в качестве лауреатов Грушинского фестиваля. Глубокой ночью мы начинали для пяти-семи человек, а ушли под грохот оваций несчетного количества ладоней, исполнив всего несколько песен. Люди вылезли из окрестных палаток и пришли нас слушать. Это было невыразимо приятно.
– Я знаю вас как человека с активной гражданской позицией. В Донбасс с концертами не ездили? Не возникает желания выступать перед ранеными солдатами в госпиталях?
– Ездили в Донбасс дважды и снова поедем. И в госпиталях играли не раз. Мы не хотим делать себе пиар на этой теме – предпочитаем тихо и спокойно делать то, что умеем, и, как можем, приближать нашу общую победу.
– Помимо авторских песен, в репертуаре группы есть несколько разноплановых программ: уличная музыка, советское ретро, песни о Великой Отечественной войне. Насколько органично вы себя ощущаете, исполняя материал подобного рода? Удается вжиться в образ и дать сугубо свое прочтение каждой песне?
– Я физически не могу исполнить песню, которая мне не нравится. В наших программах только те композиции, которые пережиты внутри и стали по-настоящему родными. Можно сказать, что их хотелось бы сочинить самому, но это успели сделать другие авторы: "Темную ночь" – Богословский и Агатов, No Woman No Cry – Винсент Форд и так далее.
– Вы позиционируете группу как проект аконцептуального танца? А что это значит?
– Как и само имя "Холм с Кулями", проект аконцептуального танца – это своего рода серьезная шутка. Проект – потому что принимает разные формы: соло, ансамбль, оркестр... Аконцептуального – значит с концептуальностью, доведенной до абсурда и своего диалектического отрицания – свободы от концепций. Танца – потому что это уже не только рок, не просто музыка, но особая форма организации среды, движение в ритмах самой жизни.
– В свое время вы стояли у истоков первых ивановских опен-эйров. Что дал этот опыт? Сейчас вы устраиваете концерты на свежем воздухе?
– Прежде всего, этот опыт дал много знакомств и контактов с другими музыкантами из разных городов страны. Это и была одна из целей, помимо продвижения независимого искусства. В 2017 году мы вышли на российский уровень, инициировав и обеспечив функционирование сцены "Кофейня" на фестивале "Платформа" в Подмосковье, что также способствовало расширению связей и повышению узнаваемости проекта "Холм с Кулями" среди ценителей андеграунда.
– Как бы вы сами оценили, насколько изменился стиль группы за четверть века. И чего ждать слушателю от вас дальше?
– И изменился, и остался прежним. Надеемся, что углубился и расширился, оброс различными выразительными средствами и "фишками". Пусть слушатель ждет от нас верности основной задаче – "радуя, радоваться" и основной цели – единения с Абсолютом. А какими средствами и способами мы их будем решать и достигать – то неисповедимо.
– Вы долгие годы были солистом ансамбля "Светилен". Почему ушли из него и каким опытом стал "Светилен" для вас?
– Точнее сказать – был артистом "Светилена", хотя нас было так немного, что каждого можно считать солистом. Ансамблю посвятил без малого 17 лет – на момент окончания сотрудничества почти половину своей жизни. Изменился стиль, обновился репертуар, сейчас "Светилен" совершенно по-другому прекрасен. Кроме руководителя – Дмитрия Гаркави – все артисты в нем новые. Дмитрию Валентиновичу я невыразимо благодарен за обретенный концертный и жизненный опыт, гастроли в нескольких десятках стран и чудесную музыку "Светилена".
– Вы преподаете в студии "Пересвет". Расскажите, пожалуйста, об этой грани деятельности.
– Студия духовной и военно-патриотической музыки "Пересвет" работает с 2014 года. Главным образом дети обучаются игре на гитарах, укулеле и некоторых других инструментах, а основу репертуара составляют песни соответствующей направлению тематики: советское ретро, народные песни, духовные стихи, песни о Великой Отечественной и других войнах. Не забываем и про русский рок, немножко про идеологически не чуждый иностранный.
– Наверняка вам важно что-то передать молодым музыкантам. В двух словах – что и зачем?
– Не только юным музыкантам, но и другим представителям молодежи, которым, например, преподаю английский язык в лицее "Гармония", мне важно передать представление о высших ценностях – Истине, Любви, Красоте и Радости. Помимо собственно усвоения ими знаний, формирования умений и навыков, мне нравится видеть в своих учениках становящиеся, растущие личности, наблюдать их развитие, прививать уважение к традициям и смелость быть новаторами. Это если коротко.
Справка. Роман Холодов родился в Смоленске в 1979 году. В 1999-м основал группу "Холм с Кулями". Как автор-исполнитель в 2014-м стал обладателем Гран-при конкурса "Высоковская струна". С группой "Холм с Кулями" несколько раз становился лауреатом фестиваля "Рок-февраль". В 2018м в дуэте с Денисом Логуновым получил лауреатство I степени конкурса духовной и патриотической песни Грушинского фестиваля. За четверть века группа записала альбом "Демон Страц и я" (2001), "На Вавилон" (2006), "Сны Любви и Радости" (2009), "Всё и сразу!" (2014), "Совершенно летние песни" (2017), "День Победы" (2018), "Жесть" (2023). Готовится к выпуску сборник новых и лучших записей "Четверть века на красивом Холме".
Беседовал Константин ШПРИНГЕР