Докатились. Как Иваново заполонили электросамокаты

3 сентября 2021 13:45

Еще год назад кикшеринга в городе не было вообще, а теперь есть 700 самокатов на два сервиса

В 2021 г. в Иванове впервые заработал кикшеринг (краткосрочный прокат электросамокатов через мобильное приложение): весной запустился "Кеклик", а в августе – Urent. Вместе они готовы предоставить горожанам до 700 самокатов в день. Кикшеринг – новое явление не только для Ивановской области. В России подобные сервисы заработали только два-три года назад, начав с Москвы и области, Петербурга и юга страны. И хотя сервисы появились недавно, их популярность выросла лавинообразно. Теперь у них есть не только поклонники, но и ярые противники. Соцсети изобилуют сообщениями об авариях с электросамокатами. А власти спешно хватаются за их регулирование: вводят ограничения на скорость передвижения и другие правила. В Иванове развитие кикшерина также потребует нового подхода к городской инфраструктуре. И во многом развитие сервиса будет зависеть от политики местных властей, сказала Известно.ру главный редактор ведущего тематического издания "Трушеринг" Полина Волкова.

За лето ивановский "Кеклик" разросся до федеральной сети

В Иванове первым стал небольшой региональный сервис "Кеклик", который в мае 2021 г. выставил на улицы около 200 электросамокатов. К появлению на тротуарах свободно стоящего двухколесного транспорта жители города оказались не готовы, они считали электросамокаты бесхозными и уносили их домой.

По словам представителя службы проката "Кеклик" Михаила Малышкина, за лето ивановцы привыкли к новому сервису, но до сих пор кикшеринг регулярно сталкивается с порчей имущества. Значительная часть техники находится в ремонте. Согласно данным мобильного приложения, свободными в зависимости от дня недели остаются от 25 до 75 самокатов.

По словам Малышкина, средний чек одной поездки в Иванове составляет 100–150 руб. Для сравнения: по данным журнала для предпринимателей Inc. Russia, средний чек крупнейшего прокатчика Urent в Москве – 180 руб.

Отличаются также расчеты по доходности бизнеса. В Urent самокат зарабатывает примерно 7000 руб. в неделю, а эксплуатационные расходы на него составляют 2000 руб. Представитель "Кеклика" считает, что это скорее расчетные цифры, реальное соотношение доходов-расходов в Иванове примерно 7000 к 6000 руб.

Несмотря на сложности со входом на рынок, региональный "Кеклик" за лето вырос в небольшую федеральную сеть кикшеринга: в июне пробрался на высококонкурентный юг страны, а под закрытие сезона начал развиваться в Рязани.

Urent выставляет в Иванове до 500 самокатов

В августе число прокатных самокатов в Иванове выросло почти втрое – в городе появился Urent – крупнейший в России по количеству самокатов шеринг.

В период запуска в Иванове компания выставила от 300 до 500 самокатов. Их число прокатчик регулирует в зависимости от дня недели и спроса, пояснила Известно.ру пресс-секретарь Urent Алена Сухаревская.

"Мы видим по спросу и активности наших пользователей, что место в городе есть. Спрос очень активный, причем есть пользователи, которые только начинают знакомиться с самокатами, и есть пользователи, которые пользовались Urent в других городах России", – сказала Сухаревская.

По ее словам, компания получает много позитивных отзывов, клиенты отмечают удобство самокатов. "Мы поставили в Иваново легкую модель, на которой легко передвигаться по городу, несмотря на несовершенства дорог и инфраструктуры", – отметила представитель Urent.

И у "Кеклика", и у Urent есть фиксированный стартовый взнос в 30 руб., но у "Кеклика" в него входят первые пять минут проката, а у Urent – нет, поэтому стоимость поездок у последнего чуть выше. Завоевывать ивановский рынок крупнейший кикшеринг планирует за счет уникальных предложений, подписки на сервис и широты покрытия. По словам Сухаревской, от конкуренции ивановские пользователи только выиграют, поскольку это мотивирует улучшать качество сервиса и предложения.

По словам Михаила Малышкина, после появления конкурента шеринг "Кеклик" останется работать в Ивановской области и не будет пересматривать тарифную политику. "Менять оплату не имеет смысла, потому что услуга востребована, Urent работает примерно в той же ценовой категории, что и мы. Не вижу никакого повода для снижения тарифов", – сообщил Малышкин. Согласно данным из мобильных приложений обоих сервисов, стоимость проката – 5 руб. за минуту действует в обеих компаниях.

Развитию кикшеринга в провинции мешают вандализм и воровство

И Urent, и "Кеклик" планируют постепенно расширять зону аренды. "Видим по картам поездок и по обращениям в поддержку, что людям удобнее ездить дальше. В соответствии с потребностями пользователей расширяем географию работы", – рассказала Сухаревская. В заканчивающемся сезоне Urent планирует работать только в Иванове, но в будущем будет рассматривать выход и в другие города области.

Среди приоритетных зон покрытия "Кеклика" – Кинешма, Шуя, Плёс и Юрьевец, но сроки выхода за пределы облцентра Малышкин пока не назвал. "Возможно, будем рассматривать и другие малые города, но нужно понять, нужен ли сервис там", – отметил представитель "Кеклика".

По его словам, главной проблемой развития сервиса стали кражи и порча самокатов. Правоохранительные органы возбудили против вандалов шесть уголовных дел, одно из них в ближайшие дни уйдет в суд. Выявлять хулиганов помогают полиция и граждане, "которые информируют о правонарушениях, и это очень помогает в работе".

На вопросы Известно.ру о способах борьбы с порчей электросамокатов Urent не ответил. Зато на бирже HeadHunter компания разместила объявление о поиске специалиста службы безопасности с зарплатой от 50 000 руб. В его обязанности будут входить недопущение хищения и поиск ранее украденных электросамокатов, а также "профилактическая работа по предотвращению противоправных действий в отношении имущества компании".

На будущее кикшеринга влияет политика местных властей

Кикшеринг в России находится в стадии бурного роста и освоения территорий, рассказала Известно.ру главред "Трушеринга" Полина Волкова. Разница между заявленным парком "Кеклика" и Urent не показалась эксперту значительной: пока это похоже на здоровую конкуренцию.

"Вытеснит ли крупный оператор местного игрока, зависит от того, как будут действовать компании: на это влияет ценообразование, удобство, доступность электросамокатов (их распределение) и грамотное расположение парковок. В целом в России большое количество городов, в которых крупные игроки сосуществуют между собой, а также с исключительно местными компаниями", – сообщила эксперт Известно.ру.

По ее словам, крупные федеральные сети обладают большим опытом, ресурсами, технологиями, поэтому можно смело утверждать, что выставленное Urent число самокатов соответствует предположительным расчетам емкости. "На деле всё проверяется практическим путем: компания выставляет какое-то количество самокатов, например 300, и если рынок их "проглатывает", то добавляют еще. Если нет – количество СИМ (сервисы индивидуальной мобильности) регулируется по факту", – рассказала Волкова.

По ее словам, развитие кикшеринга зависит от города. "Сезон-2021 показал, что отношение региональных властей играет огромную роль в развитии или умирании сервисов индивидуальной мобильности", – отметила собеседница.

В качестве примеров она привела Казань, которая пытается запретить кикшерингу всё, Санкт-Петербург, который действует силовыми методами, и Москву, которая видит потенциал этого вида транспорта. Дептранс столицы ограничивает максимальное количество электросамокатов как для крупных, так и для небольших игроков, при этом устанавливая правила распределения по городу, чтобы избежать монополии.

Urent разместил парковки без разрешения администрации

Почти 700 прокатных электросамокатов, "выброшенных" на улицы Иванова, по-новому поставили вопрос о безопасности пешеходов и развитии городской инфраструктуры.

Многочисленные парковки для электросамокатов по факту обозначены лишь на виртуальных картах в приложениях. Частично они располагаются на узких тротуарах и мешают пешеходам.

Михаил Малышкин рассказал, что "Кеклик" организовал 22 парковки, каждую из которых согласовал с собственником земли. Администрация Иванова в ответе на запрос Известно.ру эту информацию подтвердила.

На момент выхода материала на вопрос о парковках Urent не ответил, но визуально на карте мобильного приложения их значительно больше, чем у "Кеклика". При этом ООО "ЮрентБайк.ру" (юрлицо, указанное на чеке и обеспечивающее прокат самокатов в Иванове) за разрешением в администрацию не обращалось, а только уведомило городские власти о планируемом размещении электросамокатов. 

Представители мэрии также уточнили Известно.ру, что местная программа "Формирование современной городской среды" предусматривает места для парковки электросамокатов и зоны для передвижения на них. Они появятся на набережной реки Уводь между Соковским и Самойловским мостами.

Прокатчик снизил скорость самокатов после ДТП

Другой важный вопрос касается безопасности передвижения. Прокатчики электросамокатов целиком перекладывают ответственность на пользователей, которые при регистрации в приложениях заключают соответствующий договор. В частности, кататься на электротехнике разрешается людям старше 18 лет и по одиночке. "Кеклик" отдельно обговаривает обязательное использование защитного шлема, Urent по умолчанию включает в стоимость проката страховку 30 руб., от которой можно отказаться.

Но привлечь к ответственности за несоблюдение условий договора невозможно, в правилах дорожного движения статус электросамокатов не прописан. В одних случаях человек на самокате может считаться пешеходом, в других самокат относится к мопедам. А Минтранс пока занимается разработкой поправок в ПДД. 

Мощность прокатной техники составляет примерно 20 Вт. Электросамокаты до 250 Вт считаются средствами индивидуальной мобильности, а катающиеся на них ивановцы – пешеходами, рассказала Известно.ру начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения Центра надзора ГИБДД по Ивановской области Наталья Пешкова. Маломощная техника может ездить по тротуарам, пешеходным или велодорожкам, а за городом – по обочинам или краю проезжей части дороги навстречу потоку автомобилей.

"Для средств индивидуальной мобильности ношение шлема носит рекомендательный характер. При нарушении правил дорожного движения наступает административная ответственность как для пешехода", – пояснила Пешкова. Обязательная защита головы и права нужны только для передвижения на двухколесном транспорте мощностью более 250 Вт.

Пока электросамокаты нечасто попадают в сводки происшествий ГИБДД. В Иванове в 2021 г. единственное происшествие случилось вечером 17 июля около ТЦ "Тополь", когда водитель легкового автомобиля сбил 17-летнего юношу на электросамокате. В целом по стране статистика выглядит иначе. По данным аналитического обзора Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, с 2018 по 2020 г. ощутимо увеличилось число ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, оснащенных электродвигателем. В частности, всего за 2020 г. зарегистрировано 331 происшествие, результатом которых стала гибель шести человек, еще 347 были ранены.

После происшествия у ТЦ "Тополь" "Кеклик" программно ограничил скорость передвижения по Иванову. "Когда выходили на рынок, было 25 км/час. После ДТП по просьбе мэрии мы ограничили скорость наших самокатов до 18 км в час", – прокомментировал ситуацию Михаил Малышкин. По его мнению, электросамокаты движутся по тротуарам практически со скоростью пешеходов и опасности не представляют.

Многие российские города также вводят специальные медленные зоны с ограничением скорости до 5–10 км в час, на вопрос, будут ли ограничения в Иванове, администрация города не ответила. 

По словам Пешковой, в целом ситуация на тротуарах остается спокойной, дорожная инспекция пока не планирует отдельных рейдов по средствам индивидуальной мобильности. "Мы регулярно проводим анализ аварийности и, если ситуация с электросамокатами потребует внимания, скорректируем планы работы", – уточнила она.

"Кеклик" – молодая сеть проката электросамокатов, которая открылась 1 мая в Иванове. Присутствует в Феодосии, Судаке, Симферополе, планирует развиваться в Рязани. Общий парк 4000–5000 самокатов.

Urent – крупнейшая по числу электросамокатов в России, просчитал "Трушеринг". По данным ресурса IncRussia, сеть насчитывает около 40 000 самокатов, а покрытие составляет 50 городов. Выручка Urent в 2020 г. была около 800 млн руб. Ближайший конкурент Urent – сеть Woosh располагает 30 000 самокатами и работает в 17 городах, ее выручка, как приводит Forbes слова партнера инвестфонда Leta Capital, была в 2020 г. 1 млрд руб.

Условия кикшеринга в Иванове

 

"Кеклик"

Urent

Стартовый сбор

30 руб., включая первые пять минут поездки

30 руб.

Подписка

Нет

199 руб. / месяц бесплатный старт поездок

Стоимость минуты

5 руб., начиная с шестой минуты поездки

5 руб. с первой минуты поездки

Страховка

Нет

30 руб.

Число пользователей приложения

Более 10 000 скачиваний

Более 1 млн скачиваний

Возможность бронирования

Нет, планируется при следующем обновлении приложения

Есть, бесплатно на 10 мин.

Списание средств

Требуется привязка банковской карты к приложению и пополнение личного кабинета на сумму от 100 руб.

Требуется привязка банковской карты к приложению, списание средств проходит по окончании поездки

Число электросамокатов

Около 200

300–500 в зависимости от востребованности

Число парковок

22

Неизвестно

Бонусы при пополнении счета

От 400 до 699 руб. – 10%, от 700 до 999 руб. – 15%, от 1000 руб. – 20%

750 руб. – 50 бонусов, 1000 руб. – 150 бонусов, 2000 руб. – 400 бонусов

 

Полная версия