Top.Mail.Ru

Экодуки в Ивановской области будут только на новых дорогах

16 ноября 2020 г. 15:46
Марина Москалева

В регионе могут появиться экодуки – переходы для диких животных. Об этом сообщил Известно.ру первый заместитель начальника департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области Павел Данелюк.

Он отметил, что при разработке проектно-сметной документации на строительство крупных объектов и реконструкцию дорог в границах Ивановской области в обязательном порядке будут применяться требования нового ГОСТа по обустройству и размещению экодуков. "Планы на 2021 г. сейчас нами формируются", – сообщил Павел Данелюк. На ремонт дорог новый ГОСТ не распространяется, отметили в департаменте.

С 1 ноября в России вступил в силу ГОСТ по обустройству и размещению экодуков (Р 59947-2020), разработанный государственной компанией "Автодор" в рамках реализации нацпроекта "Безопасные и качественные автодороги".  

Документ предполагает возможность создания экодуков – переходов для животных (их еще называют "биопереходы", "биологические коридоры") в виде мостов, труб или тоннелей. 

В соответствии с новым ГОСТом, дорожные объекты при строительстве и реконструкции должны быть обеспечены экодуками в тех случаях, если они затрагивают территорию, проходящую через государственные заказники и заповедники. "Также экодуки должны возводиться в местах, где обитают редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, занесенные в  Красную книгу Российской Федерации", – пояснил Павел Данелюк.

При этом речь идет о дорогах с количеством полос движения не менее четырех. Территорию Ивановской области затрагивает только один государственный заказник – Клязьминский. В него входит значительная часть территории Южского района, но четырехполосных дорог там нет.  

Решение о строительстве экодуков будет приниматься по результатам обследования территории перед строительством и в зависимости от состава и распространенности краснокнижных животных на ней.

По мнению кандидата биологических наук, доцента кафедры биологии ИвГУ Владимира Мельникова, в Ивановской области на первом этапе потребуются экодуки в виде труб или тоннелей. "Они нужны для мигрирующих земноводных, которые занесены в Красную книгу", – отмечает он.

России еще предстоит накопить опыт в организации экодуков, считает ученый. "Всего в Красной книге Российской Федерации более 200 животных, места их обитания в районах, где ведется дорожное строительство, нужно будет изучать дополнительно", – отмечает Владимир Мельников.

Он рассказывает, что факты гибели животных на дорогах фиксируются регулярно, но полноценной статистики никто не собирает. "Между тем следовало бы в течение нескольких лет наносить на карту места гибели животных и принимать решения относительно этих мест. Тем более что животные, даже не относящиеся к краснокнижным, выходя на дорогу, не только сами оказываются в опасности, но и создают ее для человека", – подчеркивает Мельников.

В пресс-службе ГИБДД Ивановской области рассказали, что в 2020 г. в регионе произошло 24 ДТП с участием лосей, шесть – с участием кабанов, три – с участием лис. В пяти ДТП фигурировали неопознанные дикие животные. Наиболее опасные ситуации случаются, когда на дорогу выходят лоси и кабаны, отметил пресс-секретарь управления ГИБДД по Ивановской области Алексей Тихонов. По его словам, в темное время суток заметить животное водитель может только в самый последний момент.

Первые экодуки были построены во Франции в 1950 г. Чуть позже и другие государства, в том числе Нидерланды, Швейцария и Германия построили на своих территориях специальные переходы для животных. Дальше всех пошли Нидерланды – там работают водные экодуки для рыб. Есть даже переходы для жаб и червей.

В России первый экодук появился в 2016 г. в Калужской области. Переход находится на 170-м км трассы М3 "Украина". Через месяц после открытия на нем были замечены лисы и зайцы, потом к ним присоединились косули, кабаны и лоси. Также в 2016 г. появился Нарвинский тоннель в национальном парке "Земля леопарда" в Приморском крае.  

Позже заработали два экодука на Центральной кольцевой автодороге в Подмосковье ­ у Солнечногорска и на территории Дмитровского округа. В ближайшее время на Центральной кольцевой автодороге планируется строительство еще трех экодуков.

Поделиться в социальных сетях