Top.Mail.Ru
Логотип Известно.ру

Любовь к школе сроднила супругов-педагогов из Решмы

5 октября 2022 г. 15:02
И Г
Ученики Николая и Татьяны Шпаненковых думали, что педагоги живут на работе
Фото: Илья Надеенский
Фото: Илья Надеенский
5 октября 2022 г. 15:02

Николай и Татьяна Шпаненковы из Решмы большую часть жизни отдали сельской школе. Она – учитель литературы и директор – успевала проводить с детьми репетиции в театре миниатюр, занятия по темам искусства и давать уроки гимнастики. Он – увлеченный учитель физкультуры – организовывал поездки для сельских учеников на столичные футбольные и хоккейные матчи, вывозил команду ребят на областные соревнования по футболу и даже воспитал чемпионов России и Европы по спортивному ориентированию. Историю любви супружеской пары друг к другу и своей непростой работе в День учителя публикует "Ивановская газета".

За тетрадками и педсоветами не забыть про собственных детей

В современной действительности учительская семья, где и муж, и жена работают в школе, – величайшая редкость. Уж слишком беспокойное дело – быть педагогом. Учитель, если по призванию, неизлечимо "болен" своей профессией. Как можно выдерживать такой бешеный ритм и при этом выстраивать семейные отношения?

Именно с этим вопросом я обратился к супругам Николаю и Татьяне Шпаненковым. И собеседница рассказала анекдот, который на протяжении уже многих лет из уст в уста передается решемцами:

"По улице поселка идет школьник со своей мамой. Женщина останавливается у одного из домов и сообщает сыну, что здесь живут его учитель физкультуры Николай Степанович и директор Татьяна Леонидовна. Ребенок после такого заявления приходит в замешательство, но, подумав, убежденно возражает: "Да ты что, мама? Они же в школе живут".

Но, несмотря на всю рабочую загруженность, Шпаненковы успели совместно и дом построить, и сад заложить, и двух сыновей вырастить."Всё же как-то умудрялись изыскивать в коротких сутках и некоторое время для дел насущных, – рассуждает Татьяна Леонидовна, – старались успевать и в школе, и на огороде, и с детьми пообщаться. Тем более сызмальства приученные к самостоятельности мальчики осознавали сложности учительского труда и на равных с родителями участвовали в ведении домашнего хозяйства".

Невзирая на крайне уплотненный жизненный график, супруги убеждены: если бы их вернули к истокам судьбы, они, не задумываясь, снова бы выбрали беспокойную педагогическую стезю.

На спортивное отделение поступил неожиданно для самого себя

Николай Шпаненков признается, что после окончания десятилетки у него не было такой установки – пойти работать в школу. Юноша поступил в речное училище и успешно его окончил. Затем служил срочную, в армии серьезно занялся спортом, выполнил нормы для присвоения первых разрядов по легкой атлетике и лыжам.

Демобилизовавшись, он немного поработал на "Автокране" и в 23 года неожиданно для самого себя поступил на спортивное отделение Ивановского педагогического училища.

И всё же Николай Степанович знает наверняка, что с выбором профессии он определился абсолютно осознанно. И в речном училище, и в армии, и на спортфаке он был секретарем комсомольской организации. Это научило общению с молодежью, в немалой степени обеспечило активную позицию в предстоящей учительской деятельности.

Шпаненков начинал в Решемской школе не только как преподаватель физической культуры. Обнаружив лидерские качества молодого специалиста, директор Анатолий Коршунов уговорил его поработать еще и пионервожатым.Об этом периоде своей учительской жизни Николай Степанович вспоминает с особым восторгом: "Хорошее было время, замечательное. Молодой был, энергичный, исполнял возложенные дополнительные обязанности с комсомольским задором и верой в светлое будущее".

Самая главная составляющая педагогической профессии, считает Николай Шпаненков, любовь к детям, умение доверять им, но также и спрашивать по полной, когда этого требуют создавшиеся обстоятельства.

"У меня демократичные методы работы, – рассуждает решемский физрук, – учеников мы очень хорошо знаем, ведь общаемся с ними не только в стенах школы – поселок-то небольшой, все друг у друга на виду. Но дисциплина должна быть всегда, иначе не проведешь полноценного урока и хороших результатов никогда не добьешься".

Физкультура – самый важный предмет

Но строгость и требовательность учителя не являются преградой для дружеского общения с бывшими учениками, которые, приезжая в Решму, обязательно заходят в школу, чтобы поговорить "за жизнь", может быть, посоветоваться. "Меня спрашивают, как бы я поступил в том или ином случае. Я помогаю, делюсь собственным жизненным опытом", – рассказывает Николай Степанович.

С чувством глубокого уважения отзывается о любимом наставнике выпускник 2002 года Николай Полетаев: "Об этом человеке можно говорить бесконечно. Он огромный пример трудолюбия и любви к детям. Благодаря ему появилось желание заниматься спортом, развиваться. Николай Степанович и сейчас меня направляет, если того требует ситуация. Я, как и он, стал учителем физической культуры и работаю по призванию".

По твердому убеждению Шпаненкова, преподаваемый им предмет – самый важный и самый лучший, потому что физически развивает, закаляет школьника, делает его выносливым, формирует сильную личность.

Успешное решение таких задач требует постоянных поисков новых форм как урочной, так и внеурочной деятельности. В педагогическом арсенале Николая Степановича и футбол, и гимнастика, и лыжи, и легкая атлетика, даже акробатика. Его футболисты не раз участвовали в областных соревнованиях.

Чтобы поддержать боевой настрой воспитанников, учитель физкультуры организовывал поездки на столичные футбольные и хоккейные матчи. Среди учеников Шпаненкова – пятикратная чемпионка России по спортивному ориентированию Наталья Пеледова и чемпион Европы 2006 года по тому же виду спорта Вячеслав Рыженков.

Своим профессиональным успехам, считает мой собеседник, он во многом обязан супруге. Вот уже на протяжении сорока лет она самый верный и надежный друг во всех начинаниях. В какое-то время жена была и его непосредственным руководителем, так как длительное время исполняла обязанности директора школы.

"Вот тогда очень непросто было, – вспоминает Татьяна Леонидовна. – Часто посещала уроки физкультуры, делала их подробный анализ, помогала мужу оттачивать методику преподавания. Вдвоем и дневали, и ночевали в школе".

Ученицы мечтали делать "колесо" как учитель литературы

Директор Решемской школы еще вела уроки русского языка и литературы, репетировала в организованном ею театре миниатюр, продумывала занятия по темам искусства, занималась с девочками гимнастикой. По свидетельству учениц из класса Шпаненковой, все они мечтали научиться делать "колесо", как она, стоя на одной руке.

Татьяне Леонидовне удавалось "заразить" любовью к литературе. Некоторые ученицы пошли по стопам педагога. Так, Наталья Бизеева работает педагогом уже более тридцати лет. Свой профессиональный выбор она объясняет желанием "быть похожей на любимую учительницу".

"Яркая, в меру строгая, с прекрасным чувством юмора и вкуса, Татьяна Леонидовна умела вызвать интерес не только к урокам, но и к жизни в целом", – такие слова написала о любимом педагоге директор Решемской коррекционной школы-интерната Наталья Бизеева.

Из учителей – в поэты и краеведы

Когда подошел пенсионный возраст, Шпаненкова уступила дорогу молодым. Только дома почему-то не сиделось. Ей предложили попробовать себя в местном музее – без колебаний согласилась. Работая поначалу на общественных началах, бывший директор нашла в новой деятельности настоящую отдушину, по-серьезному увлеклась краеведением.

Вместе с настоятельницей местной женской обители, игуменьей Феофанией (Габайдулиной), собирала материалы, которые вошли в книгу костромского ученого Николая Зонтикова "Макариево-Решемский монастырь. Вехи истории". Учительница русского языка и литературы отредактировала 900 страниц этого труда.

По просьбе автора Татьяна Леонидовна написала цикл сюжетных стихов, проникнутых искренней любовью к малой родине:

Изведанная, русская, святая,
Воспетая в преданиях земля
Раскинулась от края и до края –
Родная Решма, колыбель моя.

Произведения Шпаненковой содержат глубокие поэтические размышления о родной земле и о ее замечательных людях. Одну из лиро-эпических поэм – "Макарьево-Решемская ярмарка" – автор читает во время экскурсий посетителям музея, которые приезжают и из столицы.

Но в последнее время Татьяна Леонидовна всё чаще обращается к прозе. Самиздатом она выпустила книгу "Сирени раненой букет" о вдовах участников Великой Отечественной войны, беззаветных труженицах тыла. Сейчас писательница работает над вторым произведением – "Дети войны", но опубликовать его пока не видит возможности из-за финансовых сложностей.

За активную жизненную позицию, значительный вклад в культурную жизнь поселения Татьяна Леонидовна была признана женщиной года Кинешемского района.

…Познакомившись с учительской четой Шпаненковых, я не перестаю удивляться потрясающему взаимопониманию, взаимоподдержке, которые отличают отношения между супругами. Думается, крепким объединяющим началом в их дружной семье является профессия, ставшая для каждого из них не просто работой, а смыслом жизни.

Илья Надеенский

Поделиться в социальных сетях