29 марта 2024 13:29
Погода
°
Погода
18+

Ивановские ученые успешно применили фотомедицину в онкологии

26 января 2022 15:26 Ольга Петрова

Ученые ИГХТУ с коллегами из Института химии растворов РАН, Ивановской медакадемии и Ивановской областной больницы опубликовали итоги первых клинических исследований по фотодинамической терапии поверхностных опухолей мочевого пузыря в спецвыпуске "Журнала клинической медицины". Проведенные испытания показали огромный потенциал фотодинамической терапии в лечении опухолей, пишет сайт ИГХТУ.

Ученые использовали специальные соединения – хлориновые фотосенсибилизаторы второго поколения, сырье для которых разработал и выпускает ИГХТУ. На клинические исследования по фотодинамической терапии ученые использовали грант Российского фонда фундаментальных исследований и региональные гранты Ивановской области.

Всего в испытании нового для ивановских клиник метода приняли участие 12 пациентов старше 60 лет с опухолями мочевого пузыря. Каждый из них прошел диагностику, хирургическое вмешательство и после этого – сеансы фотодинамической терапии для полного уничтожения следов опухоли. Наблюдения длились около двух лет, и только у одного лежачего пациента с несколькими хроническими заболеваниями развился рецидив без прогрессирования. То есть метод фотодинамической терапии показал себя как наиболее эффективный в сочетании с диагностикой и хирургией.

"Метод этот признан в Европе довольно давно, но у нас он практически не используется – разве что в клиниках Москвы и Санкт-Петербурга, других крупных городов. В вузах новому методу не обучают, и в целом наблюдается некая инертность. Например, выход нашей статьи не встретил особых откликов, выпущенное несколько лет назад нашей научной командой практическое руководство "Противоопухолевая и антимикробная фотодинамическая терапия: механизмы, мишени, клинико-лабораторные исследования" в помощь медикам также мало используется", – рассказал Известно.ру профессор кафедры органической химии ИГХТУ Дмитрий Березин.

По его словам, фотодинамическая терапия повышает эффективность борьбы с опухолями в сочетании с другими методами лечения и снижает риск возникновения рецидивов. Он привел в пример больную из целевой группы, после операции по удалению опухоли она прошла дополнительное обследование, врачи с помощью фотодиагностики обнаружили фрагменты опухоли, которые в видимом свете не были заметны. Метод диагностики и уничтожения "остатков" без поражения близлежащих здоровых тканей и органов оказался самым эффективным, отметил ученый.

"Принцип фотодинамической терапии довольно прост. Метод считается наиболее щадящим и направлен на избирательное уничтожение клеток опухоли или микробов без повреждения здоровых тканей в организме. Для осуществления такой терапии необходим видимый свет, кислород, который всегда присутствует в клетках, и определенное органическое соединение, которое бы селективно накапливалось в пораженной ткани и эффективно взаимодействовало с кислородом, создавая частицы, активно уничтожающие опухоль. Поиском таких новых более эффективных органических соединений мы и занимаемся", – пояснил Дмитрий Березин.

По его словам, это возможно только совместными усилиями – ученых химиков, физикохимиков, биологов и врачебного сообщества.

Известно.ру писал, что в 2021 г. ивановские ученые-химики выиграли грант 18 млн руб. Российского научного фонда на научные разработки и изыскания по уничтожению раковых опухолей и микробных инфекций. Сотрудники Ивановского института химии растворов РАН создали бесконтактный оптический термометр-лазер для уничтожения раковых клеток.