В этом году отмечается 225 лет со дня рождения Пушкина. К этой дате по его повести в Кинешемском драматическом театре поставили спектакль "Пиковая дама". Подробную рецензию на работу дает "Ивановская газета".
Карты – причина одной из дуэлей Пушкина
Спектакль идет на малой сцене, в нем занято всего три актера. Собственно игровых моментов в спектакле немного, зритель слышит в основном пушкинский текст.
Постановщик – заслуженная артистка Наталья Тимофеева (Москва). Ее дружба с кинешемским театром началась в 2000 году. За это время режиссер поставила у нас спектакли по Чехову, Островскому, Достоевскому.
Интересно, что в основу новой постановки взята не пьеса, написанная по мотивам повести. "Если переделывать в пьесу, то может уйти аромат пушкинского текста. Для меня важным было сохранить глубину, многослойность авторского слова", – поясняет Наталья Михайловна.
Пушкин хорошо знал мир карточной игры, риска, проблему проигрыша. Не раз случалось, что стихия роковой страсти захлестывала и его. Чаще всего поэт играл неудачно и делал крупные долги. Однажды проиграл огромную сумму – 24 800 рублей – и расплачивался несколько лет.
Было, что карты довели ситуацию до дуэли: прапорщик Генштаба Зубов промахнулся, а Пушкин от выстрела отказался. Однако роковую черту, когда страсть овладевает человеком полностью, Пушкин не переступал.
В сюжете повести исследуется излюбленная поэтом (как и другими романтиками) тема непредсказуемой судьбы, фортуны, рока. Молодой военный инженер Германн ведет скромную жизнь и копит состояние. Осторожный, расчетливый герой карт в руки не берет, ограничивается наблюдением за игрой.
Но вдруг от приехавшего из Парижа приятеля Германн узнает, что живущая поблизости Старая графиня однажды отыграла крупную сумму денег, поскольку знает секрет трех карт. И тут наш герой сломался – так заманила мысль, что можно разбогатеть сразу...
"Пиковая дама" в том числе о том, что злые поступки ломают жизнь преступника, обрекая его на одиночество и страдания, что не существует оправдания делам, которые приводят к потере человеческой души.
На малой сцене не сфальшивить
На малой сцене актеры находятся в нескольких метрах от зрителей. Тут требуется иной, ближе к "киношному", более сдержанный стиль игры. Сидящие в небольшом зале люди тоньше чувствуют, насколько органичен актер и не с "холодным ли носом" вышел он на сценическую площадку. И если актеры искренни, то между зрителями и лицедеями устанавливается эмоциональный контакт, взаимопонимание – тогда и возникает чудо Театра.
Эстетика малой сцены предполагает лапидарность оформления спектакля. Предметы не воссоздают обстановку, а лишь обозначают ее. Необходимое додумает зритель – если театр затронет струны его души.
Кстати, "потолочность" манеры игры актеров лишает зрителя возможности фантазировать, додумывать то, что он видит и слышит в соответствии со своим личным опытом, со своими знаниями. А это – сотворчество, которое, может быть, второе по значимости в театре после сопереживания зрителей.
Сценография "Пиковой дамы" – от Светланы Рарий (Москва). Она создала именно такое пространство для игры актеров, в котором, как мне показалось, легко перевоплощаться в образы пушкинских героев.
Дебютанты с ролями справились
В роли Лизы, которую соблазняет Германн, чтобы проникнуть в квартиру Старой графини, – Елена Джалолова. Это ее дебют в кинешемском театре. Выпускница Московского института культуры, она недолго работала в Воронежской области, а в город на Волге приехала потому, что сюда ее позвали друзья, которые работают в театре и высоко ценят творческую атмосферу, царящую в коллективе. Первая роль Джалоловой и – удача.
Старую графиню, а также княжну Полину и Мамзель исполнила Татьяна Копчинская. Приехавшая десять лет назад в Кинешму начинающей актрисой, она за это время вошла в костяк труппы, который и создает театру известность далеко за пределами нашего края. Свои образы в "Пиковой даме" актриса рисует скупыми приемами (в эстетике малой сцены педалирование убивает роль), и потому ее работа убедительна.
Четыре роли сыграл в спектакле Эдвард Кароян. Любопытно, что армянин похож на Пушкина. К актерскому мастерству это никакого отношения, конечно, не имеет, но эмоционально на зрителя влияет.
Концепция спектакля, когда актеры минимумом средств перевоплощаются из одного героя в другой, часто просто произносят пушкинский текст, позволила артисту становиться то Говорливым господином, то Томским, то Сен-Жерменом, то Германном. Тимофеева и Кароян нашли скупые выразительные средства, чтобы зритель понимал, в какую из ролей перевоплотился актер в данный момент.
Отлично показана метаморфоза главного героя – от холодного наблюдателя за карточной игрой через подчинение пагубной страсти до умопомешательства. Актер играет, что называется, с обнаженным нервом, и этот накал передается в зал. Первая же роль Эдварда Карояна в кинешемском театре запомнилась зрителям.
На очереди – "Шинель" и "Гранатовый браслет"
Спектаклем "Пиковая дама" кинешемцы начинают новый проект. О его сути рассказала директор театра Наталья Суркова: "Сейчас некоторые школьники классические произведения из программы по литературе не читают. Посмотрят в интернете, о чем роман или повесь, этим дело и ограничивается. В итоге главное богатство русской прозы, живое слово великих писателей таких детей минует. Поэтому мы решили ставить спектакли по значимым произведениям нашей классики".
В театре понимают, что спектакль должен длиться не более часа – примерно столько, сколько школьный урок. Начали с Пушкина. "Режиссер Наталья Тимофеева нас поняла и поставила именно такой спектакль, какой мы хотели. Кинешемские педагоги наш проект приняли, охотно приводят детей в зал. Старшеклассники воспринимают Пушкина с интересом", – уверяет Суркова.
Все спектакли расписаны до мая. Поскольку "Пиковая дама" поставлена на малой сцене, с минимумом декораций, то актеры начали ездить с этой работой по области – показали воспитанникам Юрьевецкого колледжа. Планируют представить постановку и в других учебных заведениях региона, в том числе и Иванове.
"Поскольку наш проект начался успешно, мы его продолжим. Впереди – спектакли по "Шинели" Гоголя и "Гранатовому браслету" Куприна", – обещает директор.
Ближайший показ "Пиковой дамы" в Кинешемском драмтеатре состоится 28 февраля в 15:00.
Владимир МАРТЫНОВ