Музей ивановского ситца совместно с "Шуйскими ситцами" воссоздали десять рисунков тканей XIX века. Реплики оказались востребованы среди дизайнеров, художников кино и театра, фольклорных коллективов и просто любителей народного костюма, пишет "Ивановская газета".
Шуйский Посылин и московский Рабенек
Идея такого сотрудничества появилась в 2019 году. А реальное воплощение стало возможным лишь сейчас, когда команда Музея ивановского ситца под руководством директора Галины Каревой получила президентский грант на реализацию социокультурного проекта "Я буду это носить!". Он предполагает разработку современного городского костюма с использованием тканей-реплик с "историческим" рисунком.
Рисунки музейщики искали в альбомах с образцами продукции старинных мануфактур. За то, что они есть в коллекции Музея ситца, ивановцам стоит сказать спасибо фабриканту и коллекционеру Дмитрию Бурылину.
МЕЖДУ ТЕМ. Музей ивановского ситца имеет одну из самых больших текстильных коллекций в России. Она насчитывает более 560 тысяч единиц хранения тканей и более 10 тысяч – вещевого текстильного фонда.
Как рассказала Галина Карева, специалисты решили найти рисунки, которые были бы "очень русскими", отражающими историю ситцепечатания и при этом отзывались бы современному человеку, вызывали желание иметь вещь из такой ткани в гардеробе или в интерьере.
За основу для четырех из десяти реплик были взяты образцы из небольшого альбома мануфактуры шуйских фабрикантов Посылиных. Именно к предприятию братьев Посылиных, основанному в 1820 году, уходит корнями история "Шуйских ситцев". Образцы-прототипы датированы 1884-1886 годами. Удивительно, но в альбоме есть и имена художников.
Посылины применяли кубовое крашение, которое давало темно-синий фон. Мелкие яркие цветы на ткани наносились методом ручной резервной печати с помощью специальных досок – манер.
Еще шесть образцов взяли из альбома 1896 года, созданного для Всероссийской художественной и промышленной выставки товариществом мануфактур "Людвиг Рабенек". Оно работало в Москве и славилось производством красных ализариновых тканей. На предприятии использовали сложную вытравную технологию механической печати: сначала ткань окрашивали в красный цвет, а затем вытравляли рисунок. Чаще всего это были пышные растительные мотивы. Особой популярностью пользовались "огурцы", или "пейсли", пришедшие в Россию из персидского текстиля.
Стоит сказать, что у музейщиков получилось найти именно те рисунки, которые большинство современных людей безошибочно ассоциируют с русской традицией. Они узнаваемы на каком-то генетическом уровне.
ШТРИХ. Популярность кумачей и пунцовых ситцев мануфактуры Рабенеков объяснялась особым отношением россиян к красному цвету. Русское слово "красный" использовалось в значении "красивый", "дорогой", "почетный".
Воссоздать старинные ткани оказалось непросто
Ткани по старинным рисункам выпустили "Шуйские ситцы". Это первый пример, когда музей и предприятие заключили лицензионный договор на использование рисунков. Коллекция получила говорящее название "Ткани со смыслом: наследие мануфактур".
Для современной технологии печати принты переработала сотрудница "Шуйских ситцев" Анна Бабанова. "Я была просто влюблена в каждый из этих рисунков", – говорит Анна Владимировна.
Для работы текстильщики выбрали перкаль – современный хлопчатобумажный материал, достаточно плотный (57 нитей на квадратный сантиметр, в оригиналах тканей было 42). Он способен держать форму, и его можно использовать как в интерьере, так и в одежде.
Ткани XIX века были гладкими на ощупь. Чтобы добиться такого же эффекта, технологи применили двойную газоопалку и двойное каландрирование.
Ткани ручной печати поражают специалистов тонкостью и четкостью линий. Этого позволяли достичь латунные фасонные элементы на досках-манерах. Для механической печати конца XIX века также характерна полиграфическая четкость, которая достигалась за счет использования медных валов с вытравленным узором.
Воссоздать подобные рисунки в условиях современного производства не так-то просто. Но специалисты решили эту задачу, выполнив шаблоны для аналоговой печати. Только в одном образце немного изменили оттенок, чтобы ткань вписалась в общую коллекцию.
"То, что радовало глаз и душу нескольких поколений наших предков, и нас сделает лучше, сильнее и счастливее, – говорит гендиректор компании "Шуйские ситцы" Анна Богаделина. – Воссозданные с использованием современных технологий кроки хранят в себе глубинные смыслы, понимание которых равно осознанию аутентичности – себя, страны, Родины".
Блогеры приехали прямо на комбинат
Если бы проекта "Я буду это носить!" не было, его бы стоило придумать. В этом участники убедились сразу, как только вывели ткани на рынок. Первую партию раскупили мгновенно. Люди словно ждали чего-то подобного. Ткань была еще в работе, когда на предприятие приехала делегация блогеров из разных регионов страны. Они были готовы тут же сформировать очередь за продукцией.
А на фестивале "Русский костюм" в Ярославле за тканями выстраивались живые очереди. Как говорит директор по брендам "Шуйских ситцев" Елизавета Кувшинова, среди потребителей много дизайнеров, художников кино и театра, фольклорных коллективов, мастеров, которые занимаются традиционной куклой и лоскутным шитьем, просто любителей народного костюма. Следующая партия тканей-реплик будет существенно больше по объему.
КСТАТИ. Благодаря мануфактурам Шуйского уезда, в том числе предприятию купцов Посылиных, в начале ХIX века в русские селения пришла мода на кубовые ситцы с некрупным контрастным рисунком на глубоком темно-синем фоне.
Проектом заинтересовалась дизайнер из Минска
Одной из целей проекта было создание не просто исторических тканей, но и одежды из них. Первую коллекцию городского костюма из тканей-реплик создали преподаватели кафедры "Искусства костюма и моды" РГУ имени Косыгина под руководством Виктории Джанибекян. В дополнение к тканям-репликам использовались однотонные ткани "Шуйских ситцев". Коллекцию уже представили на фестивале "Русский костюм". Там она получила высокую оценку профессионалов и зрителей.
Работа на этом не останавливается. Как рассказала куратор проекта, старший научный сотрудник Музея ситца Юлия Блавдзевич, с "тканями со смыслом" в дальнейшем будут работать дизайнеры Ксения Демьяненко (Иваново), Светлана Оспищева (Москва), Наталья Захарова-Прангишвили (Минск). Кстати, сами "Шуйские ситцы" в презентации проекта используют более простые и базовые модели одежды. И предлагают, к примеру, шить из нового перкаля рубашки.
Как человек, часто бывающий на масштабных отраслевых мероприятиях легпрома, могу сказать, что вполне представляю подобные изделия на статусных людях. Сегодня модно добавить такой штрих в гардероб и невзначай упомянуть: "Вот, кстати, рубашка из ткани с рисунком XIX века". Да и я сама, если появятся женские модели, смогу сказать: "Я буду это носить!"
…Результаты проекта будут представлены на конференции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, посвященной русскому стилю, и в Национальном музее Карелии. А ивановцы смогут увидеть проект после завершения реставрационных работ в помещениях Музея ивановского ситца.
Марина МОСКАЛЁВА