30 мая 2024 23:09
Погода
°
Погода
18+

Сергей Гончаров: "Мы используем все ресурсы, которые у нас есть. Но их пока недостаточно"

21 февраля 2023 11:40 Николай Мантуров

Почему Иваново зимой утопает в снегу, а весной - в воде

Сергей Гончаров: "Мы используем все ресурсы, которые у нас есть. Но их пока недостаточно"

Зима для дорожно-коммунальных служб – время максимальных нагрузок. Работников МКУ "Дорожное городское хозяйство" (в недавнем прошлом МУП "САЖХ" г. Иваново) нынешний сезон проверяет на прочность с особой изощренностью. Обильные снегопады сменяются температурными качелями, снег превращается в снежную кашу, а потом в ледяные наросты… 

Новый руководитель бюджетного учреждения Сергей Гончаров, возглавивший коммунальное предприятие в январе этого года, признает критику ивановцев по поводу качества уборки и содержания улично-дорожной сети в этом сезоне справедливой и рассказывает о причинах сложившейся ситуации.

Техники не хватает

‒ Сергей Анатольевич, предприятие Вам досталось в не самые лучшие времена: разгар сезона, бюджет на год уже сверстан… Что в настоящий момент представляет из себя автопарк предприятия? Что требует замены, чего не хватает?

‒ Если говорить о количестве техники, предназначенной для работы в зимних условиях, на сегодняшний день в распоряжении предприятия находятся 22 комбинированные дорожные машины (КДМ). Их функционал – расчистка, прометание проезжей части и ее противогололедная обработка. 16 тракторов предназначены для расчистки от снега остановок общественного транспорта, парковок и перекрестков, а также для расчистки и противогололедной обработки тротуаров. В работах по вывозу снега задействуем десять самосвалов. Три шнекоротера предназначены для расширения проезжей части. Плюс восемь погрузчиков, они используются для погрузки снега при работе звеньев по его вывозу и для погрузки песко-соляной смеси в КДМ-ки, и один лаповый снегопогрузчик. Техники не хватает. Это некритично, поскольку мы имеем возможность привлекать для работ силы подрядчиков. Но подрядчиками всю технику не заменить, у них нет просто нужных городу специализированных машин… 

Простой на ремонте выбивает из рабочей колеи

‒ Каково состояние имеющейся техники?

‒ Процент износа нашего подвижного состава превышает 60%. Иногда, конечно, на линии выходит меньше машин, чем того требуют погодные условия. А по-настоящему качественная работа в сложных, зачастую экстремальных погодных условиях, которыми запомнится эта зима, вряд ли возможна. Какие-то машины вот-вот выработают свой ресурс. Работники ремонтной базы молодцы, но, если износ техники высок, даже золотые руки не помогут. Частые ремонты неизбежны. А что такое поломка? Хоть мы значительно и сократили время ремонта техники, но это пауза в уборке. И в этом случае маршруты, которые входят в план регулярной уборки, отработать в рамках установленных временных норм сложно. А кроме плановых работ, мы должны реагировать и на заявки, поступающие от жителей… 

Правда, несколько лет назад наш автопарк частично обновили. В 2018 году он пополнился тремя новыми комбинированными дорожными машинами и одним автогрейдером, а годом позже столичные коммунальщики передали в дар предприятию комбинированную дорожную машину, ленточный погрузчик, тротуарный вакуумный пылесос и два прицепа-заливщика швов. Техника "с пробегом", но для нас это стало хорошим подспорьем, хотя ситуации кардинально не изменило… 

‒ Насколько серьезна кадровая проблема? С чем она связана? Какова средняя зарплата водителей и рабочих и есть ли особенности рабочего графика?

‒ Что касается кадрового вопроса, мы по-прежнему испытываем дефицит в рабочих – водителях КДМ, трактористах, дорожных рабочих, есть потребность в двух инженерно-технических работниках. 

В сезон пиковых нагрузок у водителей КДМ, спецтехники, занятой на уборке и вывозе снега, зарплаты действительно значительно выше среднего по экономике региона. Однако и техника сложная, и работать приходится много, в том числе в ночные смены. И даже согласившись с непростыми условиями труда, не все готовы работать на технике, которая периодически требует ремонта…

Внутрикварталки и частный сектор чистятся только по заявкам в порядке очередности

‒ Дороги и улицы города убираются из расчета категорийности с определенной периодичностью. Почему до отдельных улиц и дорог "руки не доходят"? 

‒ Маршруты, подлежащие плановой и регулярной уборке, речь идет как о проезжей части, так и о тротуарах, обозначены в постановлении администрации города Иванова "Об организации уборки улиц и площадей города в 2022-2023 годах". Общая протяженность обрабатываемых автомобильных дорог города составляет 309,5 км. Причем, эту цифру нужно умножить на два, так как автомагистрали обрабатываются в двух направлениях. Дороги первых категорий – это многополосные автодороги с высокой интенсивностью движения, с транспортными узлами и маршрутами следования общественного транспорта. Именно они прежде всего подлежат расчистке, прометанию и противогололедной обработке. Отработав эти маршруты, техника переходит на другие дороги, в том числе периферийные. 

В 2022 году протяженность улично-дорожной сети, подлежащей регулярной уборке и содержанию увеличилась за счет проведенного ремонта по нацпроекту "Безопасные качественные дороги" более чем на 50 км. Между тем, наши технические ресурсы остались прежними.

Так что, говоря о том, что до каких-то улиц руки не доходят, следует учитывать, входят ли они в план регулярной уборки. Например, до внутриквартальных проездов, на расчистку которых мы традиционно получаем много заявок, руки дойдут, но только после того как будут выполнены обязательные работы на территориях, входящих в план первоочередной уборки. Заявки на расчистку частного сектора тоже выполняются в порядке очередности их получения и после высвобождения техники с обязательных маршрутов. 

Напомню, что уборка и содержание придомовых территорий – это обязанность управляющих компаний или ТСЖ. И заботы о вывозе снега, который был убран с придомовых территорий, тоже ложатся на плечи УК или ТСЖ. К сожалению, очень часто мы сталкиваемся с тем, что снег вывозят с придомовых территорий, с частных территорий и оставляют на городской земле. 

Песок есть, а сыпать некому

‒ В этом году особенно много жалоб населения на состояние остановочных пунктов (невозможность сесть в транспорт из-за снежных навалов). С чем это связано?

‒ Снежные навалы – это результат работы снегоуборочной техники. Дело в том, что уборочный процесс не подразумевает одновременно и вывоз расчищенного к бортам дорожного полотна снега. Вывоз снега – это другой тип работ, который выполняют звенья, состоящие из погрузчика и самосвалов. Мы стараемся синхронизировать очистку проезжей части и вывоз снега. Но не всегда это возможно с точки зрения логистики. 

Если вы помните, в прошлом году в Иванове работы по вывозу снега активно стали проводиться с начала января. Этой зимой только за декабрь вывезено порядка 70 000 кубометров снега. В то время как за сезон 2022-23 года около 150 000 кубов. 

‒ Чем объяснить, что тротуары в начале января превратились в один сплошной каток?

‒ Причиной сильнейшего гололеда стали погодные "качели", когда сильные морозы быстро сменялись оттепелями. И это было не один или два раза, а неоднократно. Вспомним резкое потепление в начале января, когда плюсовые температуры за считанные часы перешли в сильный мороз. Затем температурные качели качнулись в обратную сторону, и подтаявший снежный покров превратился в ледяную корку. Весь город стал как каток. 

Противогололедная обработка не прекращалась. Для увеличения бригад рабочих для посыпки тротуаров и скола льда пришлось переводить людей с других подразделений. Но масштабы погодной аномалии были таковы, что ни техники, ни рабочих рук, чтобы в максимально короткие сроки справиться с последствиями температурных качелей, увы, не хватило. Борьбу с гололедом на пешеходных дорожках мы не прекращаем и сейчас. Каждую смену отрабатывается по 5-7 маршрутов, каждый из которых – это от 10 до 20 улиц. 

‒ Какие реагенты используются для противогололедной обработки дорог? И соответствуют ли объемы закупок закрытию потребности?

‒ Запас противогололедных материалов был сформирован перед началом сезона и в достаточном объеме – 23 200 тонн 20%-й песко-соляной смеси для обработки проезжей части и 2160 тонн 10%-й пескосоли. Для сравнения: на сезон 2021-2022 было заготовлено 26 000 тонн смеси. Этого объема с избытком хватило на зиму. Хватит заготовленного и на сезон 2022-2023. 

Ливневок нет, и вряд ли будут

‒ Каково общее состояние ливневой канализации? Как часто она прочищается?

‒ Общее состояние элементов городской системы водоотведения малоудовлетворительное. Ливневые коллекторы в основном строились в советское время. Позднее средств на их реконструкцию, а также строительство новых не хватало – это очень дорогое "удовольствие". В городе немало районов, где ливневки изначально не были предусмотрены или используются локальные дождеприемные сооружения. Эти адреса включены в список потенциальных мест подтоплений. И туда после обильных осадков или в период активного таяния снега спецтехника для откачки воды, для вывоза снега направляется в дежурном порядке. 

Сейчас ситуация постепенно меняется, появляются новые участки ливневой канализации. Например, на улице Володиной построен коллектор для ликвидации подтопления микрорайона Новая Ильинка. 

Между тем и ливневые коллекторы, и ливневки нуждаются в содержании и периодической прочистке – от песка, ила, веток, мусора. Это работы сезонные. Мы их возобновим, как только позволит погода. А в период оттепелей освобождаем дождеприемные колодцы от ледяных пробок. 

‒ В феврале городские депутаты приняли решение о выделении "Доргорхозу" дополнительных 50 млн рублей для обеспечения более эффективной работы. Это решение спасет положение?

‒ Средства пойдут на работы по содержанию улично-дорожной сети областного центра. Кроме того, по инициативе главы города Иванова Владимира Шарыпова из бюджета города будет выделено 116 млн рублей на приобретение специализированной техники и оборудования для уборки города в зимний и летний период путем заключения договора лизинга.

Уверен, что поддержка, которую своим решением оказали нашему предприятию глава города и депутаты Ивгордумы, это реальный шаг к переменам. Тем более что кадровый костяк, в том числе ИТР, рабочие, которые трудятся на предприятии долгие годы, сохранен. 

 

 

 

 

Теги: уборка города