8 мая 2024 15:28
Погода
°
Погода
18+

В Иванове ситуация с общественным транспортом лучше, чем в Саратове, Белгороде, Воронеже и Пскове

8 февраля 09:42 Николай Мантуров

Компания Simetra представила очередной рейтинг городов России по качеству общественного транспорта по данным на конец III квартала 2023 года. В 2023 году в рейтинг вошли 100 городов России, оценка проводилась по 60 параметрам. Иваново вошло в группу "середнячков": набрало 51,4 балла и заняло 65-е место. Ситуация с общественным транспортом в областном центре, по оценкам экспертов, лучше, чем в Саратове, Белгороде, Воронеже, Пскове и ряде других городов.

В 2022 году облцентр набрал 54,4 балла и занял 58-е место.

"Средний балл 2023 года составил, без учета Москвы и Санкт-Петербурга, 54,9, ‒ пишут авторы исследования. ‒ Традиционно оцениваемая в плюс-минус пять баллов окрестность среднего значения содержит 50 городов, что в очередной раз показывает высокую степень однородности состояния систем общественного транспорта в стране".

Эксперты оценивали систему общественного транспорта в каждом городе с учетом более полусотни критериев и более двухсот показателей, вводя бонусные баллы за прогресс и старания и штрафные баллы ‒ за промахи.

Условно оценки складывались из пяти групп показателей: физическая доступность, ценовая доступность, функциональность транспортной сети, комфорт и удобство, безопасность и устойчивость развития.

Все характеристики так или иначе сконцентрированы вокруг оценки качества обслуживания пассажиров. Учитывались сведения о состоянии парка транспортных средств перевозчиков, данные о тарифной системе, пространственно-территориальном покрытии и конфигурации маршрутных сетей общественного транспорта, расчетные показатели транспортной работы и использования инфраструктуры, оценка информационной открытости работы пассажирского транспорта для пользователя и многие другие.

Бонусные баллы можно было заработать за единый портал, содержащий в доступном виде исчерпывающие сведения о работе всей сети общественного транспорта: расписания движения, полный перечень маршрутов и перевозчиков, информацию о доступных способах оплаты проезда, транспортной карте и тарифах, схему маршрутов, блок актуальных новостей и пр., а также наличие минимально функционального мобильного транспортного приложения, полностью или частично дублирующего сведения портала.

Довольно смелым шагом для многих городов, достойным поощрения, эксперты считают внедрение и поддержание в функциональном состоянии ресурса оперативной обратной связи с пассажирами.

"Еще один вновь устанавливаемый показатель – оценка уровня централизации (концентрации) городских пассажирских перевозок общественным транспортом, который можно определить как количество маршрутов, приходящихся на одного перевозчика, ‒ говорится в пояснении к рейтингу. ‒ <…> Слишком большое число организаций, задействованных в обслуживании пассажиров, в конечном счете отрицательно сказывается на качестве обслуживания (избыточная конкуренция на линии за пассажира нередко соседствует с явлением непроизводительного дублирования) <…> и является фактором, негативно характеризующим работу системы общественного транспорта, однако может существенно влиять на процесс ее модернизации. Большое количество перевозчиков нередко затрудняет внедрение системы единого проездного билета и улучшение тарифного меню в целом".

Среди основных показателей учитывалось ускоренное обновление парка подвижного состава и пополнение транспортными средствами большей вместимости и комфорта, использование машин с увеличенным автономным ходом (УАХ), недовыпуск подвижного состава, дублирование и прямолинейность маршрутов, наличие учета камер контроля фото- и видеофиксации административно-правовых нарушений, определяемый в расчете на 1 км протяженности выделенных полос общественного транспорта, несоответствие реестровых данных о возможном выпуске линейного подвижного состава на линии и его количестве в парке перевозчиков, наличие информации об актуальных расписаниях движения, актуальных карт-схем маршрутной сети и существование единого/фирменного стиля оформления подвижного состава и инфраструктуры общественного транспорта.

"Ключевой мерой сравнения ценовой доступности выбран социально обоснованный тариф (СОТ) – стоимость разового билета, рассчитанная с учетом среднедушевых доходов населения, ‒ поясняют авторы исследования. ‒ СОТ определяется исходя из предположения предельно допустимых трат на общественный транспорт в размере не более 7% от доходов населения и совершения 52 поездок на общественном транспорте в течение месяца, что некогда было установлено в качестве нормы в месячной корзине потребителя".

Пятёрка лидеров рейтинга: Пермь, Новокузнецк, Екатеринбург, Нижний Новгород и Казань. Далее идут: Кемерово, Волгоград, Самара, Ижевск и Мурманск.

Эксперты оценивали и эффективность проводимых в городах транспортных реформ. 

"15 городов рейтинга продемонстрировали в этом году заметное движение вниз, ‒ поясняют эксперты. ‒ Ни один из них не претендует на роль аутсайдера, однако по каждому такому факту разумно провести разбор причин и скорректировать, при необходимости, вектор развития на следующий год. Ключевыми факторами, которые негативно влияли на оценку систем общественного транспорта городов в этом году, являлось ограничение работы электротранспорта и проблемы с магистральными маршрутами. Проблема магистральных маршрутов остро встала в этом году в связи с массовым сокращением времени работы общественного транспорта в городах России".

В последней десятке рейтинга − Ставрополь, Энгельс, Армавир, Владикавказ, Грозный, Комсомольск-на-Амуре, Шахты, Балаково, Уссурийск и Анапа.

В Иванове продолжается обсуждение новой маршрутной сети городского транспорта. Власти пытаются учесть максимальное количество пожеланий пассажиров.
Основные новшества: повышение удобства поездки из точки А в точку Б, движение транспорта по расписанию с онлайн-отслеживанием, вечерние графики, бесплатные пересадки.

Жители могут изучить подробную схему и оставить предложения на сайте ивановскийтранспорт.рф.

Теги: рейтинг транспорт