Ряд российских банков намерен запустить пилотный проект системы учета и анализа телефонного мошенничества (СУАТМ), которая позволит эффективнее отслеживать мошенников. Пилот может стартовать уже в конце 2021-го или в начале 2022 г. Об этом со ссылкой на вице-президента Ассоциации банков России (АБР) Алексея Войлукова сообщают "Известия".
Инициатором внедрения нового сервиса стал банк "Тинькофф". Как пояснили в банке, СУАТМ будет отслеживать маршрут звонков и сможет найти недобросовестных операторов, которые обслуживают злоумышленников.
"Ассоциация банков России сначала планирует запустить пилот по использованию СУАТМ, а затем представить модель ее работы контролирующим ведомствам с предложениями по изменению законодательства", – пишут "Известия".
По мнению Алексея Войлукова, для эффективной работы системы нужно, чтобы она действовала не только в формате информирования. Готовую технологию эксперты предлагают запустить на площадке надзорного ведомства, например МВД или Роскомнадзора.
Директор по предотвращению мошенничества и потерь доходов компании "МегаФон" Сергей Хренов полагает, что владельцем такой системы должно стать одно из государственных ведомств, уполномоченное запрашивать у операторов информацию об источниках трафика и обрабатывать данные, содержащие тайну связи. Ранее "МегаФон" предлагал Минцифры создать аналогичную технологию.
Руководство Ассоциации банков России планирует создать на базе ассоциации межведомственную группу по борьбе с мошенничеством, включив туда представителей регуляторов и рынка.
"После этого потребуется примерно месяц, чтобы протестировать пилотный проект СУАТМ и получить первые результаты, считают в пресс-службе "Тинькофф". Компания войдет в число участников этой группы, она рассчитывает, что подключатся также крупнейшие банки, операторы и регулятор", – отмечают "Известия".
Главная сложность, по мнению экспертов, состоит в том, что ряд участников рынка должен будет выделить средства на запуск системы. Кроме того, к СУАТМ должно одновременно подключиться значительное число игроков. Для этого может потребоваться инициатива регулятора.
Количество звонков злоумышленников, по данным "Тинькофф", в первом квартале 2021 г. выросло в 2,3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. Кроме того, примерно в 80% случаев телефонные мошенники задействуют подмену номеров.
Как отметили в пресс-службе Роскомнадзора, при Минцифры уже действует межведомственная рабочая группа для обсуждения противодействия телефонному мошенничеству, куда входят представители регуляторов и рынка.
Известно.ру писал, что мошенники воруют деньги у покупателей фейковых сертификатов. После покупки у клиента мошенники списывают со счета сумму в районе 10 000 руб.
Вычислить эту схему помог проект "Мошеловка", который начинает работать в России.
Число киберпреступлений в пандемию выросло на 52%.
Как заявил начальник Главного организационно-аналитического управления Генеральной прокуратуры РФ Андрей Некрасов, три четверти мошенничеств в России совершается онлайн.