Top.Mail.Ru

Ивановские перевозчики со 2 октября хотят поднять плату за проезд

25 сентября 2020 г. 11:59
Надежда Павлова

В сентябре в некоторых маршрутных автобусах Иванова появились объявления о повышении со 2 октября стоимости проезда с 23 до 25 руб. В ответ департамент дорожного хозяйства и транспорта 21 сентября обратился в региональное управление ФАС с жалобой на действия перевозчиков и картельный сговор. Об этом Известно.ру рассказал руководитель ивановского УФАС Александр Боровков.

15 компаний-перевозчиков, по его словам, еще летом уведомили департамент о повышении тарифов: шесть из них сообщили о намерении повысить стоимость проезда с 1 января 2021 г., а девять – с осени этого года (даты разные, начиная с сентября).

Предполагаемая стоимость проезда "по городу" – в основном 25 руб., на межмуниципальных маршрутах – 3,2 руб. за пассажиро-километр.

"С октября мы повышаем стоимость проезда до 25 рублей. Мы сделали все экономические расчеты и за 180 дней известили департамент о своем намерении. Сейчас ожидаем согласие от учредителей. За десять дней, как и полагается, мы уведомили своих пассажиров", – сказал Известно.ру перевозчик Александр Котов (компания "Люкс-Авто", маршруты 15, 44 и 150). 

Как рассказал Известно.ру руководитель компании "Транс-Лайн" Валерий Беспалов (маршруты 1, 3а, 3К, 7, 17, 29, 30В, 30Б, 31, 35, 36а, 38 и 8 межмуниципальных), многие машины он взял в лизинг, однако в период пандемии основные лизинговые компании не шли ни на какие уступки и компания терпела убытки.

"Не готов вам сейчас сказать по точным срокам, но повышать тариф надо. Все документы и расчеты мы уже подали в департамент", – подтвердил Беспалов.

"Ориент-Авто" (маршруты 7, 15, 20, 25, 38) и "Автоком" (маршрут 43) готовы повысить тариф к концу октября. Выжидательную позицию заняли "Иваново-Вознесенский Альянс" (маршруты 2, 7, 24, 36, 38, 39, 141), "Ивгортранс" (18, 28, 37), "Новая транспортная компания" (1, 2Б, 7, 15/4, 17а, 40). Об этом представители компаний сообщили Известно.ру.

"Позиция перевозчиков нам понятна. Основная причина их действий – последствия пандемии, когда резко снизилось количество пассажиров, лизинговые компании не пошли на уступки по ежемесячным выплатам кредитов, ну и, конечно же, падение "Кранбанка" и блокировка движения по счетам социальных карт", – сказал Боровков.

Еще один аргумент перевозчиков – повышение стоимости ГСМ. Все это  требует дополнительного изучения со стороны надзорного ведомства, и этим специалисты займутся в ближайшее время. По словам Боровкова, изменение стоимости  текущих эксплуатационных затрат как обоснование повышения тарифа перевозчиками не приводится и ведомство не рассматривает этот аргумент. Так, например, если взять повышение стоимости ГСМ за период с 1 сентября прошлого года по 1 сентября нынешнего, процент подорожания бензина не превышает 1,5%, а дизельного топлива – 2,6% и это не может привести к одномоментному подорожанию проезда почти на 9%. 

Департамент дорожного хозяйства и транспорта выступает против инициативы перевозчиков. 23 сентября начальник ведомства Дмитрий Вавринчук в эфире одного из местных телеканалов заявил о том, что никакого повышения тарифов до обновления подвижного состава и повышения качества предоставляемых пассажирам услуг не будет. 

Один из перевозчиков рассказал Известно.ру на условиях анонимности, что департамент требует обновить парк автобусами определенной окраски, которые стоят по 4 млн руб. за единицу, но сейчас все деньги уходят на зарплаты водителям, выплаты лизинговым компаниям и налоги.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 г. №220-ФЗ при регулярных перевозках по нерегулируемым тарифам перевозчики вправе самостоятельно устанавливать стоимость проезда для пассажиров, но это должно быть экономически обосновано. "Существуют ли иные механизмы влияния на тарифообразование со стороны уполномоченных органов, – продолжает Александр Боровков, – мне неизвестно". 

Подобное дело о повышении проезда в июле прошлого года антимонопольщики уже рассматривали. Тогда речь шла о повышении стоимости проезда по Иванову с 21 до 23 руб., а на межмуниципальных маршрутах до 25 руб. Перевозчики предоставили свои экономические обоснования повышения, УФАС совместно с департаментом энергетики и тарифов проверил их по соответствующей методике расчета и не нашел нарушений.

"Цифры у нас примерно совпали, – говорит Александр Боровков. – У департамента по городским маршрутам получился тариф 23,09 руб., по межмуниципальным – 24,52. Эта методика еще не утрачена, и мы можем попробовать просчитать тарифы повторно".

Однако, при изучении ситуации в 2019 г., по словам Боровкова, специалисты ведомства столкнулись с серьезной проблемой – отсутствием в уполномоченных органах данных о пассажиропотоке. А эти показатели являются крайне важной составляющей в расчетах.

В ответ на запрос Известно.ру пресс-служба департамента дорожного хозяйства и транспорта прислала комментарий: "Повышения тарифа до обновления подвижного состава перевозчиков, а также до качественного изменения тех услуг, которые перевозчики предоставляют пассажирам, не будет. Эта позиция была доведена до всех перевозчиков". 

Поделиться в социальных сетях