Депутаты Госдумы запретили водителям принудительно высаживать безбилетного пассажира до 16 лет из общественного транспорта, если он едет один. Парламентарии изменили закон "Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта" после громких историй с высадкой детей на морозе или в темное время суток.
Правительство предлагает разрешить регионам самостоятельно вводить порядок контроля оплаты проезда или права на льготный проезд своими нормативными правовыми актами. Закон закрепил контроль за оплатой проезда пассажира и провоза багажа за представителями перевозчика, исполнительной властью, органами местного самоуправления или подведомственными им организациями.
"Известия" со ссылкой на зампреда комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимира Афонского пишут, что пока документы, запрещающие высаживать детей из транспорта, приняли только 12 регионов – Вологодская, Калужская, Нижегородская, Самарская, Саратовская, Тюменская области, Республика Тыва, Чеченская Республика, Забайкальский край, Чукотский АО, Новосибирск и Санкт-Петербург.
"Федеральный закон установил запрет на принудительную высадку детей-безбилетников, теперь субъекты должны ввести новые полномочия по административному регулированию [региональные подзаконные акты, где будет/не будет прописана ответственность перевозчика за нарушение запрета и ответственные за контроль ведомства], – рассказал Известно.ру представитель пресс-службы Ивановской областной думы. – Также субъект может установить административную ответственность за нарушение закона и порядок составления протоколов в отношении нарушителей". По его словам, ивановские депутаты обсуждают на комитетах возможность изменить областной закон и определить наказание за его нарушение.
Директор центра "Мое право" Галактион Кучава заверил Известно.ру, что федеральный закон начнет действовать после вступления его в силу вне зависимости от наличия/отсутствия региональных законов. "Однако до тех пор, пока в каждом субъекте не будет закреплена административная ответственность за высадку детей с четко фиксированной суммой штрафа, ответственностью и механизмом составления протоколов о нарушении, закон работать не будет", – пояснил Известно.ру юрист.
На февраль 2021 г. проверяют покупку билетов/оплату проезда контролеры на авто и ж/д вокзалах. В Иванове только одно предприятие – МУП "Ивановский пассажирский транспорт" – имеет в штате контролеров-ревизоров, которые периодически проверяют у пассажиров билеты в троллейбусах.
"Областной закон об административных правонарушениях от 2008 г. не предусматривает административную ответственность за безбилетный проезд, – пояснил Известно.ру замдиректора "ИПТ" Андрей Дашин. – Поэтому наши контролеры могут только призвать безбилетника к оплате проезда или предложить покинуть салон троллейбуса".
По словам Дашина, на предприятии был и есть запрет на высаживание детей при неоплате проезда. За последние пять лет один кондуктор получил дисциплинарное взыскание за высадку школьника, который конфликтовал с пассажирами.
Представитель пресс-службы УМВД по Ивановской области пояснил Известно.ру, что российское законодательство предусматривает административную ответственность за безбилетный проезд пассажира по ст. 11.18 КоАП. Но полиция привлечь по этой статье может безбилетников старше 16 лет. У областной пресс-службы нет сведений о составлении таких протоколов.
Представители областного департамента транспорта, управления государственного автодорожного надзора (УГАДН) и управления ГИБДД Ивановской области пояснили Известно.ру, что вопрос контроля пассажиров не входит в их полномочия.
Председатель "Альянса ивановских перевозчиков" Марина Синякина рассказала Известно.ру, что перевозчики стараются не высаживать детей, у которых нет денег на проезд. "Мы не вправе это делать, мы несем социальную нагрузку, но многое зависит от человеческого фактора и ситуации, – говорит Синякина. – Департамент транспорта заявил перевозчикам, что при поступлении к ним жалоб на высадку школьников, отношения с перевозчиком будут расторгнуты".
По словам начальника управления организации перевозок пассажиров и транспортного контроля областного департамента транспорта Елены Харитоновой, у них нет законного воздействия на нарушителей-перевозчиков.
"Мы бы очень хотели, чтобы депутаты законодательно установили административную ответственность для перевозчиков, – рассказала Известно.ру Харитонова. – 220-й Федеральный закон нам полностью связывает руки по регулированию и контролю, ограничивая нас только выдачей свидетельства о перевозках".
Уполномоченная по правам ребенка в регионе Татьяна Океанская рассказала Известно.ру, что жалоб на высадку детей из автобусов и маршруток от родителей не получала. Она считает новый закон правильным, так как "бывают исключительные случаи, когда ребенок не может заплатить за проезд из-за неработающей карты, терминала или нехватки денег". В осенние каникулы в 2020 г. власти заблокировали карты школьников, после каникул они разблокировались не у всех.
По словам перевозчиков и представителей власти, опрошенных Известно.ру, остается опасность злоупотребления со стороны школьников.
"Деньги, которые родители дают ребенку на проезд, дети могут потратить на свое усмотрение, будучи уверенными, что из транспорта их не высадят", – высказывает опасения Известно.ру Андрей Дашин.
По его словам, родители могут использовать альтернативу для исключения наличных денег: проездные в троллейбусе для школьников и мобильное приложение Transport. Для поездки в автобусах тоже есть универсальный электронный проездной, но принимают его не все перевозчики.
Госдума почти год рассматривала изменения в федеральный закон в части ответственности за безбилетный проезд в общественном транспорте. Депутаты приняли закон в третьем окончательном чтении единогласно 16 февраля 2021 г. Он вступит в силу после одобрения Совета Федерации и президента.
Ранее действующая редакция транспортного устава формально допускала высадку юных безбилетных пассажиров. Теперь депутаты практически приравнивают принудительную высадку детей к оставлению ребенка в опасности.
"Мы считаем, оставлять ребенка из-за неоплаченного проезда одного на дороге – недопустимо, – цитирует "Российская газета" председателя Госдумы Вячеслава Володина. – Это создает угрозу его жизни и здоровью". Запрет будет действовать как для муниципальных, так и для частных перевозчиков, осуществляющих городское, пригородное и междугородное сообщение.
Согласно закону, если вместе с подростком едет взрослый сопровождающий и отказывается оплатить проезд, им придется вместе выйти на ближайшей остановке.
С 1 июля Ивановская область перейдет на новую систему оплаты проезда для льготников. Сроки перехода с карт льготников на транспортные карты "Мир" сдвинулись с 1 апреля на 1 июля. Все льготники области, включая школьников, до конца июня должны перейти на карту "Мир" с чипом для бесконтактных платежей в общественном транспорте. Глава дептранса Дмитрий Вавринчук ранее пояснял, что новая система должна исключить повторение ситуации с "Кранбанком". Банк обслуживал соцкарты, а после потери лицензии на его счетах "зависли" деньги ивановцев на проезд.