23 ноября 2024 06:53
Погода
°
Погода
18+

"Мы – частный музей, и помощи нам ждать неоткуда"

15 апреля 2020 13:54 Наталья Быстрянская

Нерабочие дни, объявленные президентом Путиным, стали в буквальном смысле потрясением и для государственных, и для частных музеев региона. И если первые еще как-то держатся, пытаясь напомнить о себе разнообразными мастер-классами и флешмобами, то и без того далеко не переполненные посетителями частные выставки сегодня находятся на грани закрытия.

Чтобы спасти бизнес, пришлось продавать картины

В непростой ситуации оказалась основательница Кинешемского музейно-просветительского центра имени Бориса Кустодиева Татьяна Уруева-Смирнова. Художница открыла центр в 2017 г. с идеей не только рассказать о судьбе Кустодиева и о том, как он связан с Кинешмой, но и для того, чтобы местные художники могли здесь выставляться, а подрастающее поколение – присутствовать на творческих вечерах и расти среди искусства.

"У нас быстро накопился долг по коммуналке, нужно платить аренду. И если по аренде нам согласились дать отсрочку, войдя в положение, то остальные долги нужно отдавать сейчас".

Учитывая, что билет на экспозицию в центр стоит символические 50 руб., а на вечера вход бесплатный, основным доходом были творческие мастер-классы профессиональных художников. "У нас быстро накопился долг по коммуналке, нужно платить аренду, – рассказывает Татьяна Уруева-Смирнова. – И если по аренде нам согласились дать отсрочку, войдя в положение, то остальные долги нужно отдавать сейчас". Временно рассчитаться с долгами помогла крайняя мера – художница выставила на продажу картины из личного архива. Те, которые не собиралась продавать, потому что они ей дороги как память о моментах жизни, с которыми связаны. "Получилось так, что сейчас мы оба – я и муж, который торговал сувенирами на набережной, оказались без заработка. Мы – частный музей, и помощи нам ждать неоткуда. Так сложилось, что у нас на этот момент не оказалось материальной подушки безопасности", – рассказала Татьяна Известно.ру.

Художница говорит, что главной помощью для музея было бы выделение муниципального помещения. "Чтобы в дальнейшем наш центр функционировал, я продаю свои картины, которые буду постепенно выставлять на своей страничке. Средства  помогут сохранить Кинешемский музейно-просветительский центр им. Б. М. Кустодиева и поддержать автора. Спасибо друзьям, которые переводят деньги за одно занятие, которое в эти дни провести пока нет возможности", – пишет основательница музея на своей страничке в "ВКонтакте".

Прибыль не покрывает даже аренду

Главной проблемой оплату аренды считает сейчас и директор Музея СССР в Шуе Василий Солодков. "На оплату аренды и услуг ЖКХ, электричества в месяц мы тратим 30 тысяч рублей, – говорит коллекционер. – Мой музей – это скорее хобби, чем бизнес, я просто хотел, чтобы всё, что у меня раньше хранилось на складе, увидели жители и гости города. Затраты на его содержание не окупались и раньше, а сейчас – тем более. Мы закрылись в конце марта, но и до этого две недели посетителей почти не было, все ранее запланированные экскурсии отменили – шуяне болели".

"У всех одни и те же проблемы – отсутствие государственной поддержки, аренда, коммуналка"

Василий не скрывает, что расстроен, но пока не паникует: "До конца этого года мы, думаю, продержимся, а там жизнь покажет". Коллекционер вещей советского времени общается с коллегой из Самары – тот тоже основал в своем городе частный музей СССР.

"У всех одни и те же проблемы – отсутствие государственной поддержки, аренда, коммуналка. Сейчас мы стараемся напоминать о своем существовании в соцсетях. Например, устраиваем розыгрыши билетов на экспозицию. 15 апреля стартует очередной. Билеты не именные, поэтому их можно подарить тому, кто у нас еще не был. А так – строим планы на будущее, надеемся открыть выставку к 9 Мая", – отметил Василий Солодков.

"Мы не знаем, что делать с конкурсом "Георгиевская ленточка"

Креативный директор ивановского музея вязания "Вязариум" Александра Кораблёва говорит, что у них, благодаря фонду содействия развития города, по оплате помещения льготные условия, и потому жаловаться им не на что. Основатели музея просто пережидают карантин на самоизоляции и надеются на лучшее.

"Единственное, мы не знаем, что делать с конкурсом "Георгиевская ленточка", которую должны были вязать мастерицы. Некоторые, например, уже связали, но передать не могут, – сожалеет Александра Кораблёва. – По нашей задумке многометровую вязаную ленту должны были нести ивановцы вместе с "Бессмертным полком". А теперь ничего не известно…" Организаторы даже рассматривают возможность переноса необычной акции на следующий год.

Основательница юрьевецкого "Музея кукол" Татьяна Улитова рассказала, что ее музею-театру "Истоки" уже 23 года, а несколько лет назад у него появился и филиал – на даче мастерицы. Одна комната оформлена в духе 50-х, здесь есть кровать тех времен, первый телевизор, появившийся в Юрьевце, патефон… Вторая – более позднего советского времени. Здесь тоже немало уникальных вещей. Например, трикотаж, сшитый на Вичугской фабрике в 68-м", – рассказывает она.

"Мы одинаково рады и группе гостей, и одному посетителю. Качество экскурсии не зависит от количества".

Самоизоляция заставила искать Татьяну Улитову новые направления работы. Она занялась генеральной уборкой и затем стала устраивать мастер-классы в народных костюмах, снимать на видео и отправлять в соцсети. По ее мнению, именно маленькие провинциальные музеи, которые не ждут помощи извне, а привыкли рассчитывать в первую очередь на себя, выживут. "Мы же в конечном итоге работаем не столько для прибыли, сколько для души. Мы одинаково рады и группе гостей, и одному посетителю. Качество экскурсии не зависит от количества. Моя главная цель – помочь жителям Юрьевца и гостям изучить историю страны, которая сохранилась от наших бабушек, прикоснуться к их корням. Моя программа – это история родного края, его традиции, и я ничего в ней кардинально менять не планирую, хотя и понимаю, что этот карантин изменит всё – и нас, и наши музеи", – заключает она.

Теги: коронавирус коронавирус деньги деньги досуг досуг общество общество культура культура