20 апреля 2024 11:13
Погода
°
Погода
18+

"Мне хотелось, чтобы гости ощущали, что перенеслись в прошлый век"

14 января 2021 07:51 Наталья Быстрянская

Ивановский дизайнер Мария Кобенья о работе для "Русского Рождества" и об атмосфере волшебства

"Мне хотелось, чтобы гости ощущали, что перенеслись в прошлый век"

Куклы, сделанные ивановским дизайнером Марией Кобенья, заряжены на праздник. Они создают настроение, дарят положительные эмоции и вдохновение. Наверное, именно поэтому они разлетелись не только по России, но и живут во многих странах мира. Именно эти куклы стали настоящим символом фестиваля "Русское Рождество", который проходил в этом году в Шуе во второй раз. Они же украсили новогоднюю елку на Ивановском железнодорожном вокзале, которая встречала гостей города.

­– "Русское Рождество" – это один из самых масштабных проектов, над которым вам пришлось работать? Не страшно было браться за него?

– Да, на данный момент этот главный мой проект. Конечно, было волнительно над ним работать. К сентябрю прошлого года, а начала я работу именно тогда, у меня уже был накоплен немалый опыт. Я работала со многими отелями в Суздале, Плёсе, Иванове. Мои работы есть в магазинах Москвы на Арбате, в Суздале. Они есть и во многих домах – как интерьерные, так и игральные. Они украшают новогодние елки нашей и других стран.

Но "Русское Рождество" – это совсем другое. Мне предстояло оформить Павловский дворец в Шуе к балу, а это колонны, огромные залы, елки...

Чтобы максимально воплотить атмосферу старого русского Рождества мне пришлось с головой погрузиться в интернет. Я изучала дореволюционные архивы, материалы, игрушки, костюмы, традиции того времени. Не копировала, а использовала старые образцы для создания новых игрушек. Мне хотелось, чтобы гости, попадающие во дворец, ощущали, что перенеслись в прошлый век. 

– Как вы всё успели за такое короткое время, ведь это достаточно трудоемкий процесс?

– Конечно, у меня были помощницы. Они раскраивали, шили, набивали кукол. А вот всё, что связано с декором – моих рук дело. Я разработала целую серию рождественских игрушек – зайчиков, мишек, звезд, шаров и подушечек с ангелами. Мне показалось уместным украшение живыми цветами. Бусы я собирала вручную, делала флажки. Но даже среди серийных кукол нет ни одной одинаковой, это ручная работа и каждая игрушка по-своему уникальна.

Не знаю, стоит ли говорить, что я вложила в этот проект свою душу, но я жила там. Даже ненадолго уезжая домой, я думала об этом круглые сутки, переживала, всё ли успею и какую оценку этому дадут гости и организаторы праздника.

– Мария, глядя на ваших кукол, сразу понятно, что вы мастер с большим опытом. Как давно ваше хобби превратилось в дело всей жизни?

– Я, сколько себя помню, всегда была натурой творческой. Но больше всего я любила рисовать. Мне кажется, что я родилась с этим – с карандашами и красками в руках. Я рисовала всюду: на дверях, стенах и обоях, что, конечно, не всегда нравилось моим родным. Учебе в общеобразовательной школе я уделяла гораздо меньше внимания, чем занятиям в художественной, и не прочь была прогулять уроки, чтобы только успеть в художку. Поэтому после окончания школы вопрос с выбором будущей профессии был решен: я поступила в текстильную академию, училась у Натальи Мизоновой. Мои родители не очень одобряли выбор будущей профессии: им хотелось, чтобы я выбрала что-то более серьезное – стала врачом или юристом, например…

Но я стояла на своем. Поступила легко, хотя конкурс был высокий – шесть человек на место, и учиться мне нравилось.

– После окончания вуза вы стали не только рисовать, но и шить?

– Понемногу я шила всегда. И школьные уроки труда мне были по душе. Тем более что дома бережно хранилась швейная машинка "Зингер", доставшаяся нам от прабабушки по маминой линии, она была белошвейкой в Санкт-Петербурге. Видимо, именно от нее мне и достался интерес и способности к шитью. Кстати, многие вещи, требующие особой аккуратности, я делаю именно на этой машинке. Например, работаю с шелком.

Я окончила вуз в 1995 г. Время было сложное, в то время найти работу по специальности было непросто. Я работала флористом, декоратором, пробовала себя и в других профессиях, далеких от основной. Расписывала вазы и тарелки, что-то шила, вязала и вышивала. Потом попробовала шить обереги – для себя, делала сувениры, декорировала мебель. Ее можно увидеть, например, в ресторане "Суаре". Решение шить кукол пришло гораздо позднее, когда я побывала на одной из выставок в Москве. Это было больше шести лет назад.

– Вы помните свою первую куклу?

– Не просто помню, но и храню ее, не смогла отдать. Это французская кошечка. Конечно, сейчас мне кажется, что многое в ней можно было бы сшить по-другому, что-то сделать аккуратнее, но это моя первая работа и она дорога мне.

Когда я начала делать куклы, мне хотелось, чтобы они были игральными. Чтобы приносили радость детям, а не просто стояли на полке. Поэтому я стараюсь шить их из максимально натуральных материалов и тканей – использую лен, хлопок. Это же касается и интерьерных кукол. И в каждой из них есть своя изюминка – винтажная пуговица с блошиного рынка, натуральный жемчуг, старинное кружево, обрезки которого я нашла где-нибудь в Испании…

– Как рождаются ваши куклы? С чего всё начинается?

– Когда я вижу ткань, то именно она подсказывает мне, какой будет кукла. Именно она диктует мне образ.

За восьмичасовой рабочий день я могу сшить пять маленьких мишек. Конечно, когда я начинала, это было намного дольше. Многое пришло с опытом. Но даже сейчас у меня случаются игрушки, которыми я недовольна. Их я отправляю на доработку. У меня есть кукла, которую я перешивала три раза. И результатом всё равно пока недовольна…

– В этом году "Русское Рождество" снова не обошлось без ваших кукол, которые уже стали символом нашего праздника…

– Коронавирус внес в нашу жизнь коррективы, праздник тоже проходил в другой форме. Организаторы посчитали, что Рождество – время чудес и подарков. А почему бы рождественским куклам и не стать тем самым подарком? Игрушки с рождественской елки из дворца Павлова участвовали в розыгрыше в соцсетях в группах Visit Ivanovo. Одаренные дети из Ивановской области, которые отправились в Шую на фестиваль, на ретропоезде тоже получили их в подарок. Я украсила ими елку на Ивановском железнодорожном вокзале, где работала фотозона. Здесь же по задумке организаторов проходила выставка-продажа рождественских кукол. Многие гости и ивановцы приобретали кукол не только себе, но и в подарок для друзей и близких.

Да, мне приходилось слышать, что они стали символом нашего "Русского Рождества". И конечно, это приятно. Особенно приятно получать отзывы от совершенно незнакомых людей и видеть счастливые глаза детей, которым пришлись по душе мои куклы. В дальнейшем я планирую расширить рождественскую коллекцию, включить в нее и другие куклы. А вообще у меня еще немало и других идей, но пока раскрывать все секреты не буду.

 

 

 
 
Теги: история досуг общество культура