27 апреля 2024 02:10
Погода
°
Погода
18+

Екатерина Тихомирова: "Речь является ярким показателем развития ребенка"

2 марта 2023 16:46 Ирина Бирюкова

Учитель-логопед рассказала о нормах развития речи

Екатерина Тихомирова: "Речь является ярким показателем развития ребенка"

Учитель-логопед Ивановского областного центра психолого-медико-социального сопровождения Екатерина Тихомирова в конце прошлого года победила в V Всероссийском конкурсе "Учитель-дефектолог России – 2022" в номинации "Логопед года". Она рассказала в интервью Известно.ру о профессии логопеда, где в Ивановской области можно получить помощь специалиста, и о чем удалось поговорить с министром просвещения Сергеем Кравцовым.

- Как давно вы в профессии? 

- У меня 26 лет педагогического стажа, из них 16 – это логопедическая практика. В 1996 году я окончила  Кинешемский педагогический колледж, где был заложен основной фундамент моей педагогической деятельности, за что я очень благодарна замечательному коллективу педагогов под руководством директора колледжа Миры Николаевны Воробьевой. Затем училась в Шуйском государственном педагогическом университете и далее в Московской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Первый педагогический опыт получила в Старовичугской коррекционной школе-интернате для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, проработала там 10 лет. На данный момент работаю учителем-логопедом в составе Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Ивановской области.

- Расскажите, кто такой логопед, и почему вы выбрали такую профессию?

- Учитель-логопед - это коррекционный педагог, занимающийся выявлением, устранением и профилактикой речевых нарушений у детей и взрослых. Логопед не только исправляет звукопроизношение, но и ведет работу по расширению и обогащению словарного запаса, развитию связной, грамматически правильной речи, помогает старшим дошкольникам постигать основы грамоты. Колоссальное значение в наше время приобретает коммуникативная культура человека: его умение вести себя в обществе, пользоваться различными средствами связи и общаться. Красивая речь – это непреходящая ценность, важная во все времена. И как тяжело добиться понимания и найти свое место в жизни, если красивая речь и правильное звукопроизношение тебе недоступны. Именно поэтому я посвятила свою жизнь помощи детям, имеющим ограниченные возможности здоровья  и проблемы речевого развития.

- В 2022 году вы стали победителем V Всероссийского конкурса "Учитель-дефектолог России – 2022" в номинации "Логопед года". Расскажите, что дала вам эта победа? 

- Благодаря участию в конкурсе я приобрела много новых знакомств, новых друзей и бесценный опыт. Эти эмоции я пронесу через всю свою жизнь с уверенностью в том, что я выбрала трудный, но правильный профессиональный путь, и двигаюсь по нему в верном направлении! Хочу сказать, что бросая себе вызов, ты растешь, меняется твоя жизнь, взгляд на мир становится жизнеутверждающим. Победа не всегда означает быть первым, победа - это когда ты стал лучше, чем был.

- Также в октябре 2022 года вы присутствовали на онлайн-конференции с Министром просвещения России Сергеем Кравцовым, эта встреча оказалась полезной для вас?

- Да, в октябре прошлого года я приняла участие в видеоконференции с Министром просвещения Российской Федерации Сергеем Кравцовым и победителями всероссийских конкурсов профессионального мастерства. Министр поздравил всех участников конференции с победой и предложил поделиться впечатлениями об участие в конкурсе, идеями по развитию и усовершенствованию конкурсного движения. Мы внесли некоторые предложения, например, о возможности проведения мастер-классов, спикерами на которых станут победители и призеры конкурсов профессионального мастерства, об организации профильных площадок для логопедов и дефектологов на основных тематических форумах учителей.

- Как в Ивановской области организована система оказания помощи детям с 
нарушением речи? 

- Во многих городах нашей области - Иванове, Кинешме, Шуе, Фурманове, Тейкове, Вичуге - функционируют детские сады, имеющие логопедические группы или логопункты. Сложнее обстоят дела с детьми школьного возраста, имеющими тяжелые речевые нарушения, так как таких учебных заведений в регионе всего два - в Вичугском районе и Иванове. 

- Есть ли нормы и стандарты, по которым логопед оценивает ребенка? Хорошо он говорит или плохо, развит по возрасту или может недостаточно развит для своих лет?

- Речь является ярким показателем в развитии ребенка. Многие родители часто волнуются по поводу сроков появления и развития речи у своих детей и часто задаются вопросом, в каком же возрасте нужно обратиться за консультацией, а может и помощью к специалисту. Попробуем разобраться, в каких случаях можно подождать, а в каких нужно срочно бежать к логопеду или неврологу. В норме у здорового ребенка в 1,5−2 месяца появляется гуление. С шести месяцев появляется лепет, когда ребенок произносит отдельные слоги - ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и другие. К концу первого года жизни появляются первые 10−15 слов. На протяжении второго и третьего года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. К трем годам словарный запас достигает 1000-1100 слов. К двум годам у ребенка появляется фраза, которая, как правило, состоит из двух простых слов: "мама, дай" и т.д.

В возрасте пяти лет дети легко строят диалог. Идет бурное развитие монологической речи, но у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Если речевое развитие вашего ребенка укладывается в эти возрастные нормативы, то помощь логопеда не требуется. Но как только малыш начинает отставать от норм речевого развития, нужно проконсультироваться у логопеда и невролога, которые вам подскажут, что делать дальше: обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию для определения целесообразного образовательного маршрута, пройти медикаментозное лечение, а может и то, и другое.

- За последние годы в Ивановской области стало больше или меньше детей с нарушениями речи? 

- Количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с речевыми нарушениями, в нашей стране в целом и в Ивановской области в частности постоянно растет. В последние годы увеличилось количество логопедических групп, многие из них переполнены.  

 

 

Теги: образование общество