Top.Mail.Ru
Логотип Известно.ру

Ивановская губерния: срочно требуются фламинго

Итоги уходящей недели
Фото: Gunnar Mallon

Порою, наблюдая за публикациями в прессе, ловишь себя на странном ощущении: если потом, через века, в руки исследователей попадут все эти статьи, заметки, сюжеты и прочие новости, какое представление сложится у них о нашем времени и обществе? Опасаюсь, что совсем не соответствующее действительности…

Еще в вузе будущих журналистов учат: "Если собака покусала человека – это не новость, новость – если человек покусал собаку!". Вам кажется, что преподающие такое сошли с ума? Да нет, все просто и отточено уже веками. Ну не хотят, в лучшем случае, крайне редко хотят люди знать о том, что происходит постоянно и регулярно, что составляет 99,999% нашей повседневности. Только то, что "выламывается" из обычного порядка вещей. То, что заставляет хотя бы на секунду удивиться, ужаснуться, хоть как-то отреагировать имеет какой-то шанс привлечь внимание читателя, слушателя, зрителя.

Более того, практика показывает, что "на отреагировать" больше шансов имеют те новости, которые окрашены ярко негативно: "сгорел!", "разбился!", "украл!", "рухнул!" и прочее… У сообщений типа "спасли!", "выжил!", "починили!" мало того, что и содержание не такое насыщенное (самое страшное событие-то так и не произошло, чо переживать-то?), так и улавливается легкая нотка сожаления: "вот, мог же быть ужас-ужас!!!, чтоб сразу в топ всех новостных лент, а так что, заметочка…" И в результате не такое острый интерес "потребителя контента"…

А ведь привлечь его внимание – именно эта главнейшая задача и стоит перед любым редактором. Ну если она не стоит перед ним, значит, это не редактор, возглавляет он не СМИ и может развлекать себя как угодно, выполнять какие угодно задачи: ласкать выпуском своего журнала чье-то уязвленное самолюбие, отмывать деньги, заниматься чистым искусством и так далее , но к прессе это не имеет никакого отношения…

Киноавангардисты, к примеру, в своих поисках снимали фильмы, где перед статичной камерой восемь часов спал человек. Нет, не занимался любовью, не ел в постели, ничего не делал – просто спал. Представляете, какое увлекательное зрелище? Даже не пытайтесь – не сможете представить! Понятно, что на премьерах таких "киношедевров" большинство зрителей (зачастую с авторами) сбегали в первые же 10-15 минут. А в зале оставались только те, кто были полностью солидарны с героями киноленты... И тоже мирно спали в своих креслах. Кстати, честные авангардисты должны бы были по логике вещей идти дальше и снимать фильм про то, как восемь часов в зале спит зритель, который пришел посмотреть на спящего восемь часов на экране героя. Ну, и потом показывать уже такое произведение… Вот это был бы настоящий постмодернизм или как бы это еще окрестили высоколобые кинокритики…

Советские газеты, тв и радио в свое время поставили грандиозный эксперимент: журналисты пытались в деталях освещать именно малозаметное течение жизни, выражавшиеся в ежедневных дойках, вспашках, выплавках и так далее. Да, придумывая и отыскивая дополнительные "крючочки" интереса: рекорды, знаменательные даты, "человеков судьбы необычной". Но тем не менее, стараясь сложить пазл интересной и полнокровной реальности из ее крошечных и неинтересных  мелких примет. Но в целом стоит признать эксперимент провалившимся. Не только потому, что государство, ставящее такой опыт, кончилось, но и потому, что интерес читателей к таким газетам был в основном узконаправленный – в туалет требовалась бумага…

К чему было это огромное (и в общем-то многим давно понятное) вступление? Наблюдая за событиями этой недели и их отражением в СМИ, сложно отделаться от ощущения, что будущие исследователи нашего времени сойдут с ума и сложится у них несоответствующее реальности представление. Вот пробежимся по страницам СМИ и подумаем, что волновало (или должно бы было волновать) жителей Ивановской области в прошедшую неделю?

Вот в Кинешме попался кот. Не простое домашнее животное, хотя и не говорящий сказочный кот, а ярый уголовник. Поскольку задержан "васька" за попытку пронести в колонию наркотики. В надетом на себя ошейнике. Экспертиза показала, что у животного обнаружена марихуана. Причем вряд ли это была дурь "чисто для себя". Ну не свойственно котам развлекаться таким образом – не валерьянка все-таки. Сам преступник показал себя махровым рецидивистом и сбежал от правоохранительных органов. Ну тут, конечно, прекрасно все в новости. А с другой стороны, прелесть именно в новизне. Понятно же, что каждый день бравые сотрудники регионального УФСИН задерживают некое количество запрещенных к передаче заключенным предметов. И это будничное содержание их работы. Необычен способ доставки. Однако представьте себе, что "котопронос" поставлен на поток и пресс-служба каждую неделю отчитывается: "за истекший период задержано 17 котов, что составляет 28% к схожему периоду прошлого года"… Скукотища, никого этим не заинтересуешь. Будет, конечно, некоторый всплеск интереса, когда первый раз в отчет попадут перехваченный почтовый голубь, натасканный на переправку "запрещенки" крот или специально обученный сом… Но потом и они станут рутиной… Правда, есть шанс дождаться вести, что наркотики и мобильники доставил робот. Но это тоже ненадолго… Цифровизация и робототизация ведь развивается невероятными темпами…

Вот, к примеру, на площади Ленина в Иванове появился Wi-Fi от солнечной батареи. Все просто – стоит генератор, работает от солнечной батареи и раздает бесплатный Wi-Fi. Новостью это является для нашей губернии, поскольку устройство такое первое в городе и даже в области. Однако многие страны, находящиеся поюжнее, этакой штукой не удивишь. Кстати, очень может быть, что у "солнечного вай-фая" есть шанс засветиться в новостях еще несколько раз – когда он по непонятной причине перестанет раздавать страждущим этот контент, когда при уборке снега его нечаянно покорежат дворники, когда неизвестные вандалы под покровом ночи его разрисуют, раскурочат или украдут, ну, и наконец, когда мэрия признает эксперимент по каким-либо причинам неудавшимся и уберет сие сооружение с площади. Все-таки, как ни крути, Иваново – не солнечная Калифорния. Не факт, что получаемой от нашего светила энергии хватит площадному генератору на то, чтоб долго и надежно служить символом новых времен…

Настоящий символ новых времен, которые наступают каждый год – выпавший снег. Да, лежал недолго, стаял быстро, но пришел в соответствии с прогнозами синоптиков и придет однозначно скоро и надолго, что бы там ни утверждали сторонники "глобального потепления". Хотя вот в прошлом году, по данным Ивановского гидрометцентра, первый снег в области выпал на месяц позже – в период с 19 по 21 ноября – но не растаял, а сразу установился снежный покров. Нынче же нас природа балует – попугала снегом и вновь дала погреться. Хотя это и настораживает как-то.

Настораживает и невиданное ранее дело – бесплатная догазификация в губернии. Вступили в силу новые правила подключения к сетям и газовики начали заключать договоры с жителями на бесплатное подведение голубого топлива до границ земельных участков. Если вы полагаете, что это мелочь, то это – совсем не так. По предварительным оценкам, такое счастье могут получить почти 20 000 потенциальных домовладений в почти полутысячи населенных пунктах Ивановской области. Даже трудно найти с чем сравнивать подобный масштаб благодеяния. Да, пока дело только начинается, растянется, скорее всего, надолго, но ведь реально, очень может быть это действительно самая главная новость нашей губернии не только за эту неделю.

Этой газификации по размаху можно противопоставить только разве стартовавшую 15 октября Всероссийскую перепись населения. Тоже дело не особо заметное в СМИ, но крайне необходимое – и не только государству, но и самим жителям. Много об этом говорить как-то странно – ну, перепись, ну важно, ну ходят, спрашивают, а не хочешь так – в электронном виде сам все заполни… А ведь штука-то на самом деле грандиозная, проходит не часто, прежняя 10 лет назад была – и живем до сих пор, полагаясь на ее итоги. Но скандалов при переписи пока не было, эльфами и орками по ее результатам пока не окрестили себя никто, переписчиков во дворах медведи не загрызли, а следовательно, и освещать-то СМИ пока особо нечего…

Вот и получается, чем крупнее и серьезнее дело, чем оно лучше подготовлено и чем спокойнее проходит, тем меньше СМИ об этом информируют и тем меньше люди это обсуждают. И что делать с этим замкнутым кругом? Совершенно непонятно. Кота что ли надрессировать, чтоб он с участка переписи населения упер чего-нибудь? Так и новость с котом-то уже теперь не заинтересует… Видимо, придется купить и учить для этих целей  попугая или даже фламинго… Тогда у Переписи появится шанс ворваться в новостной топ губернии.

Поделиться в социальных сетях