Светлана Протасевич, уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области закончила биолого-химический факультет ИвГУ.
В семье военного никогда нельзя строить планы. Сменив четыре школы и три страны, Светлана с особой любовью к географии и биологии планировала поступать на биолого-географический факультет в Киеве, а поступила на биохим в Иванове, на родине родителей.
"Учиться мне было легко, только химия давалась с трудом, ‒ говорит детский омбудсмен. ‒ В Иванове я была совсем одна. Родители в 1990-е годы жили еще в Украине, деньги там были другие и помогать мне они не могли. Положили мне на сберкнижку 3000 рублей, а вскоре только на проезд уходило по 500. Приходилось довольствоваться лишь редкими посылками с пайком".
Однако Светлана, постоянно менявшая школы и места жительства, с третьего класса поняла: чтобы не быть изгоем, нужно уметь контактировать и договариваться. Со всеми. С любым.
"Так у меня были налажены бартерные отношения с соседями по общежитию: я меняла свои знания на продукты, ‒ улыбается Светлана Протасевич. ‒ А еще с нами жили математики. И зная, что биологам крайне сложно постичь глубины высшей математики, я наладила связи и тут: математики мне "по дружбе" помогали с задачами, а потом биологи подкармливали меня за эти задачи вкусняшками".
В 1990-е годы даже в студенческой среде наблюдался спад, но и тогда активисты ухитрялись что-то придумывать и получать удовольствие от жизни. Ребята организовывали междусобойный КВН, конкурсы песен под гитару и просто собирались, чтобы пообщаться.
Выездные практики по зоологии, биологии, гидробиологии, орнитологии и ботанике были особым удовольствием.
"Мы выезжали на месяц в какой-нибудь район и там жили, ‒ рассказывает уполномоченный. ‒ В Кинешемском районе мы спали в спортзале бывшей школы прямо на полу, в спальниках. Готовили пищу на костре, мыли посуду (да и брали воду, наверное) на реке. И все было замечательно".
А на одну из практик студентам пришлось впервые лететь на самолете (кукурузнике). Это был поселок Красногорский Кинешемского района с одним вечно закрытым магазином и сплошными лесоразработками вокруг.
"Наш куратор, Александр Тихомиров, только благодаря своему интеллекту сумел договориться с начальством, чтобы нам открывали магазин хотя бы раз в неделю, ‒ говорит Светлана Протасевич. ‒ И мы, уставшие от консервов и тушенки радостно бежали за шоколадом и крупами, которые с собой не брали. Также (своим интеллектом и твердостью) куратор нас героически спасал от местных "лесорубов"".
Все лето биохимики на практике ходили в резиновых сапогах (потому что кругом ползали змеи), куртках (потому что было +15 градусов) и головных уборах (от клещей). Поэтому, вернувшись в Иваново и раздевшись, они удивляли всех своим экзотичным загаром: только кисти рук и лицо были темными, а все остальное ‒ белоснежным.
"В студенчестве мне пришлось экстренно повзрослеть, ‒ говорит омбудсмен. ‒ И даже договариваться пришлось учиться уже по-взрослому: на равных, на паритетных началах. Я поначалу очень хотела уехать из Иванова, например, в Питер, но потом вышла замуж, родила детей и прикипела. И теперь ни о чем не жалею".
Читайте также:
Ольга Антонова о студенческих годах: могла конкурировать с "комбайнами"
Марк Геллер: "Студенческое братство ‒ отдельная каста"
Иеромонах Макарий Маркиш о студенчестве: "Трезвомыслящим лапшу на уши не повесишь"
Игорь Волков о студенчестве: "Молодость ‒ это приятный стресс"
Александр Кузьмичев о студенчестве: "В пионерлагере было сложнее, чем в армии"
Наталья Суркова: "В полях толстели на деревенском молоке"
Елена Юферова: "Быть студентом страшно весело"
Евгений Румянцев о студенческих годах: "Харчевался у девчонок"
Валерия Кружилина: "В вуз ‒ на костылях, на тренировки ‒ с лекциями"